Специфика слепоглухоты

Рассуждая о вопросе специфики слепоглухоты, впрочем как и любой другой формы инвалидности, в статье "Уроки загорского эксперимента в контексте тифлосурдопсихологии", слепоглухой профессор кафедры ЮНЕСКО, доктор психологических наук Александр Васильевич Суворов замечает: "чтобы быть максимально самостоятельным, я смолоду вынужден обращаться за помощью к как можно большему количеству окружающих, в том числе первых встречных/поперечных незнакомых, таким образом разгружая самых близких, уменьшая нашу взаимную зависимость". И, действительно, проблема самостоятельности (возможности в любое время добраться до нужного места, беспрепятственно посетить социальное или культурное учреждение, отправится в путешествие и пр.) остро стоит перед любым человеком с инвалидностью. Каждый из них решает ее по-своему или, к сожалению, предпочитает вовсе не решать. И во многом это объясняется тем, что государственная программа "Доступная среда" реализуется локально так, что инфраструктура подавляющего большинства населенных пунктов не подходит для самостоятельного передвижения людей, имеющих сенсорные или опорно-двигательные нарушения. А между тем, причин выйти из дома у них достаточно много, равно как и достаточно много причин отправится в дальние поездки, сопряженные с особого рода трудностями, решить которые помогают организованные на вокзалах, в аэропортах и Московском Метрополитене специальные службы сопровождения маломобильных пассажиров. Работают они независимо друг от друга и оказывают бесплатную помощь людям с инвалидностью, которая может потребоваться им во время путешествия по России и даже за рубежом.

1


Путешествие самолетом. В аэропортах большинства крупных городов мира, в том числе и на территории Российской Федерации, работают службы содействия маломобильным пассажирам. В обязанности их сотрудников входит встреча и сопровождение человека с инвалидностью от транспорта, на котором он прибыл в аэропорт, до стойки регистрации на рейс (регистрацию маломобильные пассажиры проходят без очереди), помощь в оформлении/получении багажа, в прохождении контроля и досмотра, при посадке/высадке с борта воздушного судна. Доставка в самолет пассажиров с ограниченными возможностями осуществляется на амбулаторном лифте или санитарной машине скорой помощи за час до предполагаемого времени вылета, а высадка - в последнюю очередь, поэтому человеку с инвалидностью, заказавшему услугу содействия, необходимо оставаться на своем месте до того момента, как все пассажиры покинут салон и сотрудники отдела организации обслуживания маломобильных пассажиров придут за ним.

2

В аэропортах небольших городов России подобных отдельно организованных служб может и не быть и в этом случае людям с ограниченными возможностями помощь окажут сотрудники медицинского пункта. В любом случае ему необходимо забронировать услугу содействия маломобильным пассажирам заранее, не позднее, чем за 48 часов до вылета и точно описать свои потребности. Это можно сделать в момент покупки авиабилета или позвонив по телефону авиакомпании, которая будет осуществлять перелет.

2

Она, в свою очередь, заранее сообщит в аэропорт о том, что пассажиру с ограниченными возможностями потребуется помощь при посадке/высадке с воздушного судна, и кроме этого, предложит ему размещение в салоне, согласующееся с требованиями безопасности полетов и оповестит экипаж о его присутствии на борту. Услугами центра содействия маломобильным пассажирам можно воспользоваться и самостоятельно, уточнив информацию о его работе по телефону аэропорта, откуда предполагается вылет, или объяснив свои потребности его сотрудникам при входе.

  3

Путешествие поездом. Подобную помощь путешественникам с ограниченными возможностями оказывает и центр содействия мобильности компании "Российские Железные Дороги". Его сотрудники встречают пассажира с инвалидностью на территории вокзального комплекса, провожают по его основным зонам (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медицинские пункты, санитарно-бытовые помещения, помещения обслуживания и пассажирские платформы), оказывают помощь при оформлении проездных документов или пользовании камерой хранения, предоставляют место на вокзале для временного пребывания на период  ожидания транспортного средства, оказывают содействие при перемещении багажа и при посадке/высадке из поездов дальнего следования.

4

В настоящее время такая работа ведется преимущественно на крупных железнодорожных вокзалах, перечень которых легко уточнить у оператора call-центра по телефону: 8-800-510-11-11. С 06:00 до 22:00 по этому же номеру можно оставить заявку на оказание помощи на железнодорожном вокзале. Сделать это необходимо за трое суток, но не менее, чем за 24 часа до момента оказания услуг. При встрече пассажира, оставившего заявку, в случае несоответствия указанных данных, например, отсутствия очевидных внешних признаков физических ограничений или документов, подтверждающих статус инвалидности, ответственный сотрудник вокзала вправе отказать ему в обслуживании на безвозмездной основе и по возможности предложить оказание необходимых услуг в соответствии с установленными тарифами.

5

Кроме содействия маломобильным пассажирам на территории вокзального комплекса, компания "Российские Железные Дороги" предлагает им воспользоваться   комфортными условиями проезда в поездах дальнего следования. На территории России курсируют 534 вагона, вход в которые оборудован подъемником так, что посадка пассажира в кресле-коляске может быть осуществлена как с высокой, так и с низкой платформы Двухместные купе шире стандартных и оснащено специальными вспомогательными ремнями, помогающими пассажиру самостоятельно пересесть в кресло, а спальная полка устанавливается в любое удобное для него положение. Увеличенная ширина дверных проемов и коридора позволяет пассажиру в кресле коляске или пассажиру, путешествующему в сопровождении собаки - проводника свободно и беспрепятственно передвигаться.

6

Низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефно - точечным текстом и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. А автоматизированная система связи позволяет вызвать проводника. В туалетной комнате установлены дополнительные поручни, а также световое и звуковое табло для пассажиров, имеющих проблемы со зрением и слухом. Перечень поездов, в составе которых курсируют специализированные вагоны, можно уточнить на сайте компании "Российские Железные Дороги" или по телефону call-центра.

7


Поездка в Московском метрополитене. Москвичи и гости столицы с ограничениями здоровья могут воспользоваться услугами центра обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена. С 2013 года его сотрудники организуют помощь на всей территории метро людям, имеющим трудности в передвижении. Инспекторы центра выявляют среди входящих в метрополитен престарелых людей, пассажиров с инвалидностью, граждан с маленькими детьми, помогают им безопасно передвигаться в вестибюле, проходить через турникеты и от платформы к поезду. Сотрудники центра одеты в яркие жилеты желтого цвета контрастной отделкой красного цвета. Спереди жилета нанесена эмблема метрополитена, позади - красными буквами надпись: "Служба движения" под ней- "Центр обеспечения мобильности пассажиров".

8

Каждый из них носит карточку с личными данными и имеет при себе удостоверение работника метрополитена с фотографией. Постоянное дежурство инспекторов центра первоначально было организовано в вестибюлях более, чем 60 станций метро, но затем, с учетом пожеланий пассажиров, их количество значительно возросло. Многие станции столичного метрополитена в настоящее время оснащены специальным оборудованием: пандусами, турникетами увеличенной ширины, тактильными ограничительными линиями и оборудованы инфраструктурой, которая помогает передвигаться слабовидящим и незрячим людям, однако помощь инвалидам - колясочникам, оказывается только на станциях, которые оснащены лифтами. Сотрудники центра регулярно проходят обучение совместно с Российской школой подготовки собак-проводников ВОС для сопровождения инвалидов по зрению - отрабатывают спуск на лифте, прохождение через входные двери станций, автоматические контрольно - пропускные пункты, движение по платформе, посадку/высадку из вагона поезда, проезд в поезде от станции до станции, подъем/спуск на эскалаторе.

9

Заявку на сопровождение по территории всего метрополитена, равно как и по территории вокзалов до посадки в поезда дальнего и пригородного сообщения, до автовокзалов города Москвы, на аэроэкспрессе до терминала аэропортов можно оформить по телефону поддержки 8-495-622-73-41 или на сайте метрополитена в разделе "Центр обеспечения мобильности пассажиров". Обслуживание людей, имеющих трудности в передвижении, осуществляется бесплатно с 08:30 до 19:00, проезд в метрополитене оплачивается ими в соответствии с действующими тарифами.  

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.