Курсы волонтеров в Доме слепоглухих

Для того чтобы стать хорошим волонтером не всегда достаточно иметь доброе сердце и желание помогать своим ближним. Безусловно, составляющие эти основные, но если они не будут подкреплены теоретическими знаниями, пониманием того, кому и какого рода помощь можно и нужно оказать, волонтерство может и не стать полезным делом. Нередко встречаются ситуации, когда люди, движимые самыми добрыми намерениями, берут ничего не подозревающего незрячего прохожего за белую трость и тянут по направлению, известному только им, а в другой раз громко кричат на ухо собеседнику, который носит слуховые аппараты, даже не думая о том, что этим могут доставлять ему очень неприятные ощущения. 

Конечно, подобное недопустимо, и тем, кто хочет, действительно, оказывать помощь, а не создавать новые трудности людям с инвалидностью, необходимо знать об особенностях их восприятия окружающего мира, определять необходимый объем информации о нем и правильно предоставлять ее, используя наиболее удобный способ общения. Именно для этого в доме слепоглухих проходят бесплатные курсы, которые помогают всем желающим стать не просто волонтерами, а "хорошими волонтерами", умеющими правильно и корректно оказывать помощь людям с ограниченными возможностями.

 

1

"Штат нашего дома небольшой, и мы, конечно, нуждаемся в волонтерах,- рассказывает преподаватель курсов для волонтеров дома слепоглухих, Евгения Лагунина, - Нам очень важно, чтобы люди, которые хотят помогать нашим слушателям, правильно понимали их потребности. Программа наших курсов направлены на то, чтобы научить всех желающих грамотно оказывать помощь глухим, слепым и слепоглухим людям, сопровождать их на экскурсиях, на прогулках, в поездках и на службах в храме. Слепоглухота - это сложная инвалидность, и если человека с нарушением зрения и слуха бездумно переводить с места на место, обращаясь с ним, как с безвольным существом, он никогда не будет чувствовать себя комфортно. Кроме того, такая неквалифицированная помощь может оказаться даже опасной, и это абсолютно недопустимо.

Рассказывая о слепоглухих людях, мы формально делим их на четыре группы по степени сенсорных нарушений: 
1. слабовидящие-слабослышащие
2. слабовидящие-глухие
3. слабослышащие-слепые
4. тотально слепоглухие

 

И оказывать помощь каждому из них надо по - разному. К примеру, если человек слабовидящий и не нуждается в том, чтобы держать волонтера под руку, у него нередко сужено поле зрения, а в сумерках он может и вовсе не видеть. И об этом надо помнить, знать, что люди могут читать газеты и натыкаться на столбы, видеть за три метра и ничего не видеть у себя под носом. Об этом нельзя забывать и при общении: иногда жесты надо показывать далеко, в другой раз - близко, в третий - позволить собеседнику потрогать их руками. Волонтеры должны донести до своих подопечных максимальное количество информации, самостоятельно сориентироваться, каким образом это сделать при наличии тех или иных особенностей восприятия и способов общения.

2

Мы учимся понимать, когда лучше всего применить жесты, а с кем удобнее говорить, используя дактильную азбуку, брайлевские таблички или способ письма на ладони. Все эти методы общения мы не изучаем (они являются темой других курсов), а учимся правильно их применять. Хотя если сами волонтеры просят посвятить время какому-то конкретному способу общения, мы никогда не отказываем. Важная часть наших занятий - это практика, на которой мы отрабатываем теоретические знания. Обычно участники курсов получают роли слушателей с различными сенсорными нарушениями, а один из них берет на себя обязанности волонтера, который должен правильно организовать экскурсию или прогулку, чтобы все могли получить максимум информации и чувствовать себя комфортно.

На некоторых практических занятиях мы просим волонтеров завязать глаза и немного пройти с белой тростью, и обычно после такого эксперимента они понимают, как незрячие люди ориентируются в пространстве и с большим удовольствием начинают применять тифлокомментирование в момент их сопровождения. На тифлокомментировании - словесном описании зрительных образов мы, конечно, останавливаемся отдельно - это важная тема, которую должны изучить все те, кто хочет помогать подопечным нашего дома на экскурсиях и прогулках".

Общаться с человеком, который плохо слышит или не слышит вовсе, тоже надо учиться. Например, слабослышащий человек всегда должен видеть губы говорящего, а с аппаратом он может хорошо слышать при общении наедине в тихой комнате и совершенно потеряться в звуках, если выйдет на шумную улицу. Часть слабослышащих людей знает жесты и помимо голоса, использует их в разговоре. Есть глухие люди, которые раньше слышали, жестовый язык они не знают, и для общения с ними придется использовать дактиль и возможно очень медленный. Волонтеры должны понимать, что из себя представляют сурдопереводы и тифлосурдопереводы, уметь правильно и к месту их применять. Они нередко сопровождают наших подопечных на экскурсиях и знать, как перевести им слова экскурсовода - просто необходимо. Из всего многообразия зрительных образов, из большого количества информации, которую дает экскурсовод, волонтер должен выбрать самое красивое, самое интересное, самое нужное и передать своему подопечному. И неважно, каким способом это будет сделано- жестами, дактилем или тифлопереводом.

3

"Эти курсы рассчитаны на волонтеров, которые хотят помочь, но в силу отсутствия знаний, не понимают, как это сделать,- продолжает Нина Гвоздева, второй преподаватель курсов для волонтеров дома слепоглухих,- Каждый случай слепоглухоты уникален, характеризуется тем или иным остатком зрения и слуха, при котором процесс общения будет организован особым образом. И правильный способ общения надо найти. Бывает так: волонтер приходит к слепоглухому человеку, начинает что-то говорить ему жестами, а он жесты и не знает, пугается и не понимает, что происходит, в другом случае он кричит на ухо собеседнику со слуховым аппаратом, а это приносит ему неприятные, подчас даже болевые ощущения. В начале курсов мы стараемся понять, как наладить общение со слепоглухими людьми, каким оно может быть, как его построить и как обеспечить комфортный уровень разговора при слабослышании.

 

4

Мы не устаем повторять, что каждый случай слепоглухоты уникален. Нередко такая сложная форма инвалидности сопровождается и психологическими проблемами. Человек, потерявший зрение и слух, может провалиться в свой мир, что-то видеть и слышать там. Некоторые глухие люди отличаются бестактностью, другие - чересчур общительные и даже навязчивы, потому что не имеют опыта правильного общения. Волонтерам и сопровождающим надо понимать подобные проблемы, не злиться и не обижаться на своих подопечных, стараться наладить контакт с учетом их особенностей. Все это мы учимся делать на занятиях.

Курсы проходят в доме слепоглухих по средам с 16.00 до 19.00. Конечно, лучше всего начинать занятия с сентября, хотя присоединиться к ним можно и в течение учебного года. Мы, преподаватели курсов, охватываем собой весь диапазон слепоглухоты - я- практически глухая, Евгения - незрячая и слабослышащая, поэтому нам нечуждые проблемы людей с сенсорными нарушениями, мы готовы делиться своим опытом, моделировать любые варианты общения и реализовывать их на практике. Приходите, будем рады всем желающим стать квалифицированным волонтером".

 

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.