"Старый" Новый год

Россия - удивительная страна, соединившая в себе культуру Европы и Азии, блистающая красотой двух столиц и дважды в году отмечающая смену лет. Правда, один из этих праздников носит оксюморонное название "Старый" Новый год и, вопреки своей весьма сдержанной торжественности, по смысловому наполнению и значению занимаемого места в православном календаре является самым что ни на есть "Новым" Новым годом. Неофициальный праздник, отмечаемый 14 января, своим появлением обязан политическому перевороту, случившемуся в России в начале XX века. До этого времени в стране действовал Юлианский календарь, ошибочность которого признавалась астрономами уже в XVI столетии и, начиная с этого периода европейские страны стали осуществлять переход на календарь, введенный Папой Римским Григорием XIII.

1


 К 1917 году в летоисчислениях России и Европы было расхождение в целых тринадцать дней, и поэтому реформы, проведенные пришедшими к власти большевиками, не могли не коснуться и вопроса приведения времени в один формат с европейским. Изданный Владимиром Лениным указ о переходе России на Григорианский календарь, избавил от путаницы в датах светского летоисчисления, но привнёс некоторое трудности в его соотношении с праздничными днями, отмечаемыми в Русской Православной церкви, до сих пор живущей по Юлианскому календарю. Сегодня для русских православных христиан мирское новолетие приходится на время Рождественского поста, завершающегося только 7 января, в час восхождения Вифлеемской звезды, возвещающей о Рождении младенца Христа.

2


 Именно поэтому "старый" Новый год (Новый год по юлианскому календарю или по старому стилю) становится не только продолжением радостного торжества пришествия в мир спасителя человечества, периода праздничных богослужений, времени скоромных и веселых застолий, но и днем, ознаменовавшем смену веков, новую веху на пути божественного промысла о мире. И на Руси святочные (святые) дни начинались именно с рождества Христова, их особенно ждали, готовились, приберегали самые вкусные угощения, озорные игры, красивые, добрые традиции, многие из которых сохранились и до наших дней. Рождественский пост завершался 6 января, сочельником - днем, в который люди употребляли в пищу только сочиво- специальное блюдо из разваренных зерен пшеницы и ячменя, и ожидали появление на небе Вифлеемской звезды, с восхождением которой и начиналось торжество Рождения младенца Иисуса Христа.

3


После ночного богослужения, повествующего о событиях Святой ночи, верующие, как и сегодня, торопились домой, чтобы разговеться за праздничным столом, украшенным блюдами из птицы и мяса, русскими щами, блинами, пирогами, пряниками, кутьей, сладкими фигурками животных. А под нарядными ветвями ели в Рождественскую ночь дедушка Мороз уже в те времена оставлял русским малышам долгожданные подарки и сладости. Но для большинства из них это было только началом святочных угощений, ведь до самого дня Крещения Господня они могли принять участие в веселом колядовании - хождении по соседским домам и пении торжественных гимнов Рожденному Спасителю и стихов, восхваляющих доброту и щедрость хозяев, которые обязательно одаривали молодых музыкантов и сладким пряником, и копеечкой.


Актеры постарше наряжались в вывернутые наизнанку шубы, раскрашивали лица сажей и разыгрывали забавные сценки, а христославы, славившие Христа, переносили из деревни в деревню вертепы - деревянные или картонные ящички с прорезями, в которых размещались куколки, символизирующие участников событий Святой ночи. По воле кукловодов фигуры оживали, двигались, рассказывали о Рождении Спасителя мира, оказываясь своего рода библией для неграмотных. Спустя годы религиозных запретов, коснувшихся и Рождественских кукольных пещерок, сегодня они снова возвращаются в число традиционных атрибутов святочных дней, становясь любимой забавой не только детей но и взрослых.

4


Подобно вертепам, на площадях и в парках современных городов возрождаются и другие развлечения этого времени: разворачиваются пестрые шумные ярмарки, вырастают снежные горы, с которых можно вихрем скатиться вниз, призывно звенят колокольчики лошадиных упряжек, приглашающих в зимнее путешествие по следам Старой России: "Я сел, - катай! Уже было темно, когда мы выехали со двора, однако же, улица кипела народом. Молодые парни в бархатных шапках, в синих кафтанах расхаживались, взявшись за кушаки товарищей. Девки в заячьих шубах, крытых яркою китайкою, ходили хороводами. Везде слышались праздничные песни, огни мелькали во всех окнах и зажженные лучины пылали у многих ворот... Выбравшись из толпы, он обернулся ко мне с предуведомлением:


- Ну, барин, держись! - Заложил правую рукавицу под левую мышку, повел обнаженной рукой над тройкою, гаркнул и кони взвились, как вихрь! Дух занялся у меня от быстроты их поскока: они понесли нас". (А.А. Бестужев-Марлинский "Страшное гадание")

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.