Великий пост

Незаметно пролетели веселые дни масленичной недели, забыты блинчики с золотым солнечным румянцем и по-весеннему радостные ярмарочные гулянья. Русская православная церковь вступила в период Великого поста. Непростой длительный путь подготовки к Пасхе - самому главному празднику для православных христиан. "Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти рай",- говорит святитель Василий Великий, и эти слова выражают общее мнение святых отцов о значении поста для верующего человека. Конечно, в православном христианстве воздержание в пище никогда не рассматривалось как самоцель, но именно благодаря такой практике возможно смирение страстей и сосредоточение на молитвенном разговоре с Богом. 

4

Период поста всегда связан с подготовкой к большому, важному для христиан празднику, и степень духовных и телесных воздержаний определяется значением ожидаемого события. А так как Воскресенье Господне  - самый главный день в истории спасения человечества, то и время, предваряющее его церковь предписывает провести в усиленной молитве и, наиболее строго ограничивая себя в физических удовольствиях. В течение долгого времени православная церковь выработала определенные правила и рекомендации, соблюдая которые можно наиболее успешно пройти подвиг телесного воздержания. Эти установления содержатся в Типиконе и Триоди из числа богослужебных книг. Следует отметить, что ограничения касаются не только качества пищи, но и количества ее приемов, а также времени трапез. В Типиконе удивительным образом дисциплинарный устав Палестинских монастырей сочетается с правилами святой горы Афон, и нередко эти две традиции как равно возможные приводятся параллельно друг другу.

Скорее всего, требования устава православной церкви современным христианам покажутся непосильными, но знать их было бы интересно и, по меньшей мере, полезно для стяжания смирения и оценки своего собственного подвига.

2


Православный устав не предполагает больше двух приемов пищи в день: первый происходит после Божественной литургии (около полудня), а второй - после Вечерни (вечером), в период Великого поста число трапез сокращается до одной, а в некоторые дни их и вовсе нет. Несмотря на изобилие вкуснейших угощений на сырной седмице (Масленице), время это, по уставу, уже относится к Святой Четыредесятнице. С сырного (мясопустного) понедельника Типикон предписывает воздержание от мяса, при этом седмица называется сплошной, то есть, дозволяющей употреблять в пищу яйца и молочные продукты даже в среду и пятницу. Кроме этого, во все дни, за исключением среды и пятницы, положено две трапезы, а в Прощеное Воскресение совершается заговенье, предполагающее два приема пищи, а "по вечерни же в трапезе бывает утешение братии".
Самая строгая в отношении телесных воздержаний первая седмица Великого поста, и Типикон предлагает два варианта питания в этот период (Палестинский и Афонский уставы). 

3

Основной - Палестинский устав предполагает: понедельник, и вторник полное воздержание от пищи и пития; среда - одна трапеза после Вечерни и Литургии преждеосвященных Даров (сухоядение, то есть, невареная пища - хлеб, сухофрукты, сырые овощи и фрукты); четверг - полное воздержание от пищи и пития; пятница- один раз в день вареная пища без растительного масла; суббота- два раза в день вареная пища с растительным маслом и вином (вино всегда разводилось теплой водой); воскресение- два раза в день вареная пища с растительным маслом и вином. В прочие седмицы Типикон предписывает с понедельника по пятницу сухоядение (один раз в день, около 15.00.), а в субботние и воскресные дни - вареную пищу с растительным маслом и вином (два раза в день). В Великий понедельник, в Великий вторник и в Великую среду Страстной седмицы, согласно Палестинскому уставу, один раз в день можно употребить невареную пищу, в Великий четверг - вареную с растительным маслом. В Великую пятницу предписано полное воздержание от пищи и пития, а в Великую субботу полагается одна трапеза (около 19.00), состоящая из хлеба и овощей. Рыба в Великий пост разрешается только дважды - в праздники Благовещения и Входа Господне в Иерусалим (Вербное воскресение).

1

В предпраздненство (накануне) Благовещения, если оно приходится до Лазаревой субботы разрешается вареная пища с вином и растительным маслом, если этот день приходится на Страстную седмицу, то пост не послабляется (трапеза одна). В сам праздник Благовещения (если он не приходится на субботу или воскресение) положена одна трапеза, но дозволяется рыба, но в случае выпадения праздника на Страстную седмицу, рыба уже не разрешается. В Лазареву субботу (накануне Вербного воскресения) помимо вареной пищи с растительным маслом и вином, по уставу, можно употреблять рыбную икру. В праздник Входа Господне в Иерусалим "на трапезе утешение": к вареной пищи с растительным маслом и вином, добавляется рыба.

Конечно, сегодня найдется немного православных христиан, неизменно соблюдающих предписания Типикона, но в большинстве случаев духовные отцы и не требуют этого. Церковный устав формировался в монастырях, расположенных в странах с достаточно теплым климатом, и никогда не различал монашествующих и мирян. Еще Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской империи отмечал, что для северных монастырей, которые он основал, требуется корректировать устав о посте с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии. 

5

Вероятно, все это может служить некоторым оправданием незначительных пищевых ограничений в период Великого поста, практикуемых среди русских православных христиан. Как правило, в Святую четыредесятницу верующие отказываются от употребления в пищу мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов, на первой неделе, а также во все дни Страстной седмицы - от растительного масла. После знакомства с требованиями устава православной церкви, который, между прочим, никто не отменял, соблюсти подобные ограничения в употреблении продуктов животного происхождения, кажется, не составит особого труда. Но самое главное, не следует забывать, что и в том, и в другом случае воздержание в пищи является не основной целью Святой четыредесятницы, а всего лишь средством, помогающим духовно подготовиться к встрече светлого дня Воскресения Господне.

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.