Уроки театрального мастерства

Даже если гости "Дома слепоглухих" приезжают в него второй, и третий, и четвертый раз, они никогда не смогут пожаловаться на скучные и однообразные дни своего пребывания. Ведь ни в чем нет предела совершенства, и попадая на один и тот же обучающий курс, слушатели получают новые знания, к тому же и без того разнообразная реабилитационная программа "Дома слепоглухих" постоянно обновляется, наполняясь увлекательными и полезными занятиями, многие из которых даже если и проводятся в их родных городах, то остаются недоступными для посещения людьми с одновременным нарушением зрения и слуха. Одними из таких занятий стали организуемые с января уроки театрального мастерства под руководством Светланы Анисифоровой.

 

1

У Светланы за плечами большой опыт работы и с детьми, и со взрослыми любителями сценического искусства, будучи организатором и режиссером семейного театра "Золотая рыбка", она помогает увидеть свет самым добрым, выполненным в русских традициях, спектаклям и сценам, посвященным городским и храмовым праздникам, а в этом году, благодаря ее таланту и трудам, на сцене Троицкой православной школы был поставлен первый инклюзивный мюзикл "Золушка". Успех этого спектакля был настолько ошеломляющим, а положительное влияние процесса его подготовки на настроение людей с инвалидностью, настолько очевидным, что было решено организовать театральный кружок для слушателей "Дома слепоглухих".

 

2

"Появление театрального кружка в "Доме слепоглухих"- это моя давняя мечта,- признается Светлана Анисифорова, - но для ее осуществления должен был появиться запрос. Еще год назад мы задумались о создании инклюзивного спектакля, к которому даже написали сценарий, сценарий серьезный, поднимающий проблемы людей с одновременным нарушением зрения и слуха. Но пока этот сценарий не воплощен, и после его написания появилась другая мысль - создать к Рождеству Господне романтическую сказку с участием волонтеров, преподавателей и подопечных "Дома слепоглухих". Работа началась: было много волнений, неуверенности в своих силах, сомнений, но так или иначе в середине января на сцене Троицкой Православной школы была поставлена Рождественская сказка "Золушка". Спектакль оказался великолепным, и я уверена, что это стало возможно только благодаря совместной работе всех его участников.

 

3

На первую репетицию я не пришла с готовым сценарием, а предложила вместе решить, что мы хотим сделать, каким видеть наш спектакль. И каждый участник включился в работу - высказывал свое мнение, добавлял идеи, предлагал решения возникающих проблем. И такое взаимодействие привело к хорошему результату. Мне совсем неинтересно принести готовый сценарий, дать участникам единственно возможный вариант его воплощения. Гораздо интереснее следить за рождением спектакля, позволять двигаться желаниям самих актеров, слегка направляя их в нужное русло. А это возможно только в процессе взаимодействия всех участников. Советские комедии, которые и сегодня продолжают радовать зрителей, независимо от их возраста, создавались именно так: появлялась идея, сверхзадача, которая выносилась на всеобщее обсуждение, в результате чего она обрастала неповторимыми деталями и и запоминающимися подробностями. Таким же образом мне хочется построить работу и в новом театральном кружке "Дома слепоглухих".

 

5

С ребятами, которые были на реабилитации в январе, мы успели провести только две репетиции. Я принесла работу, которую мы делали несколько раз "Зойкину избушку". Но исполнили ее другие люди, и, конечно, она получила новое дыхание и особенное выражение. Для следующего заезда у меня был план и некоторые идеи, но слушатели предложили свою тему работы. Это было время перехода от Масленицы к Великому посту, и мы решили поставить сказку "Каша из топора". Она начиналась со сцены семейного празднования Масленицы, которое нарушалась приходом солдата. Заезд состоял практически из одних женщин, единственным мужчиной среди них - был тотально слепоглухой Александр. На первых занятиях он не проявлял никакого интереса к работе, но однажды произошел случай, после которого все изменилось. Я дала задание полуспящему Саше, и он не спешил его выполнять, и, заметив это одна из слушательниц неожиданно вскочила и стала тормошить Александра: "Саша, почему вы так делаете? Не смейте этого! У вас есть голос! Говорите! Кричите:!Наташа! Галя! Аля!" И Саша вдруг заговорил, закричал: "Наташа! Галя! Аля!"

 

4

Я смотрела на это, смотрела, как она растормошила его - и невольно плакала от радости и умиления. После этого Саша стал активно включаться в работу, ждать и участвовать в танцах, которые мы тоже периодически проводим в "Доме слепоглухих". Я уверена, что такое раскрытие человеческого сердца возможно только благодаря взаимодействию людей друг с другом, отказу от суеты и равнодушия. В природе человека заложены комплексы, смущение, неуверенность в своих силах, которые он может преодолеть по средствам игры, найти в себе неожиданные возможности. На занятиях театрального кружка мы проводим время с обоюдной пользой и стремимся к концу заезда организовать сценическую постановку. Я не предлагаю ребятам ничего сложного, запредельного, мы встречаемся и, слушая друг друга, находим подходящие для каждого варианты самовыражения. Это очень условно можно назвать театром. Но главное, чтобы, уезжая, каждый слушатель увозил с собой желание, которое высказала одна из участниц занятий: "Девчонки, мы скоро приедем домой. Давайте дадим, друг другу слово, что не сядем тихо, а будем развиваться дальше". И эти слова выражают самую главную цель, ради которой мы собираемся на уроках театрального мастерства "Дома слепоглухих".

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.