Лева

Однажды в одной из Московских школ перестал посещать занятия мальчик Лева: неделю не приходил, две, и никто не знал, почему он пропускает уроки.  Дело происходило в начале прошлого века, и телефона у него не было так, что одноклассники, по совету учителя, решили сходить к Леве домой. Пришли. Постучались - дверь открыла его мама. Она смутилась и как будто даже не обрадовалась ребятам. Заметив это, школьники неуверенно поздоровались и спросили: "Почему Лева не ходит в школу? Что-то случилось?" Чуть слышно мама ответила: "Лева больше не будет учиться с вами... Он ослеп, и сам ходить не может". Слова эти прозвучали страшным приговором, который сначала ошеломил ребят, заставил их испытать страх, отчаяние, боль и, наконец, сочувствие. Кто-то из них предложил: "а мы его по очереди будем водить в школу". "И домой провожать",- подхватил другой. "И уроки поможем делать", "и гулять вместе будем", "и на каток с собой возьмем",- перебивая друг друга, защебетали ребята.

1

У мамы на глаза навернулись слезы. Она едва заметно улыбнулась и пригласила школьников пройти в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел и сам Лева. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Мальчик с трудом поздоровался, замер, прислушался - и вдруг, в его темный, полный отчаяния мир, ворвались звонкие голоса друзей: "Я завтра зайду за тобой и провожу в школу!", "А я расскажу, что мы проходили по алгебре!", "а я - по истории!". Лева растерянно кивал головой, а по лицу мамы катились слезы. Навестив одноклассника, ребята не забыли свои обещания, а составив план, распределили между собой обязанности, кто, когда и как будет помогать Леве.

2

В школе мальчик, который сидел с ним за одной партой, во время урока тихонько рассказывал ему то, что учитель писал на доске. А когда Лева отвечал, весь класс с замиранием слушал его потому что каждый из них и был немного, но причастен к его правильным ответам. Учился Лева отлично. Да и все его одноклассники стали получать хорошие оценки - ведь для того, чтобы объяснить урок незрячему другу, необходимо самому хорошо его знать. Ребята помогали мальчику не только в школе, они ходили с
ним гулять, брали с собой на каток и сопровождали на концерты симфонической музыки, которую он очень любил. Школу Лева закончил с золотой медалью. И в этом была заслуга не только его одноклассников, но и мамы Татьяны Андреевны, посвятившей себя сыну, потерявшему зрение, но, несмотря на это, твердо решившему стать математиком. Благодаря ее поддержки, Лева смог поступить на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Там у незрячего студента тоже нашлись друзья, которые помогая ему и в стенах учебного заведения и за их пределами, стали его глазами.

3

Татьяна Андреевна, как могла, тоже старалась поддержать сына: вместе с ним изучала математику, а для того, чтобы читать ему научные статьи на немецком, специально выучила этот язык. Окончив университет, незрячий студент поступил в двухгодичную аспирантуру к известному математику Павлу Сергеевичу Александрову. Так начинался путь к мечте одного из крупнейших математиков XX века, академика АН СССР Льва Семеновича Понтрягина. Несмотря на отсутствие зрения, ученый внес значительный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления. Работы школы Льва Семеновича оказали большое влияние на развитие математической науки во всем мире и были удостоены Ленинской премии, Сталинской премии 2- й степени и Государственной премии СССР.

 4

Научную работу Лев Семенович Понтрягин начал очень рано - уже в возрасте двадцати двух лет он был зачислен доцентом кафедры алгебры Московского университета и сотрудником НИИ математики и механики МГУ, а в двадцать семь - без защиты Высшей аттестационной комиссии ему была присуждена степень доктора физико-математических наук, а чуть позже - и звание профессора. Всю свою жизнь Лев Семенович посвятил научной и педагогической деятельности. Удивительно, но в работе незрячий ученый никогда не использовал рельефно-точечный шрифт Брайля: запоминал множество формул и находил решения сложных уравнений, "записывая" их только в своем воображении.

5

Математик Андрей Петрович Минаков вспоминает показательный случай из студенческой жизни Льва Семеновича: "Идет лекция профессора Николая Николаевича Бухгольца. Все слушают не очень внимательно. Вдруг голос Понтрягина: "Профессор, вы ошиблись на чертеже!" Оказывается, он будучи слепым, слышал расстановку букв на чертеже и понял, что там не все в порядке". Не пользовался Лев Семенович и тростью, предпочитая ходить не только без нее, но и без сопровождающих людей. Отсутствие зрения не ограничило его мышление, воображение, уникальные математические способности, не стало оно преградой и к его физической активности: он плавал на байдарке, катался на коньках, а после пятидесяти лет научился ходить на лыжах и регулярно совершал лыжные прогулки. Процесс формирования характера и личности Льва Семеновича Понтрягина проходил в борьбе с физическим ограничением, в борьбе, где рядом с ним сражались родители и друзья, без которых он мог бы и не стать человеком, имя которого известно во всех научных сообществах мира.

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.