Савва Иванович Мамонтов

05.08.2018

Широка страна моя Родная - можно ехать от края до края ее больше недели - больше недели зачарованно смотреть в окна грохочущего металлом вагона на кинематографическую смену пейзажей. Замысловатой сетью покрыли поверхность земли русской тонкие рельсы железных дорог. Мчаться в них с юга на север и с запада на восток паровозы и электропоезда, тянут за собой ровные ряды грузовых и пассажирских вагонов. В уютных купе щебечущие мамочки раскладывают перед выкрашенными в бронзу чадами нарезанные полосами огурцы и сваренные вкрутую яйца. В плацкартных вагонах, свесив в проход прикрытые железнодорожными простынями ноги, на все лады похрапывают по большей части несемейные пассажиры. В ресторанах скучают пожилые романтики и деловые аэрофобы: просматривают сводку новостей, пьют кофе, заговаривают сначала об общем, потом и о личном, а где -то между проскальзывает и старомодное имя русского купца, благодаря которому бегут и бегут по рельсам неутомимые железные труженики. 

1

Больше ста лет прошло со дня его смерти, многие годы не вспоминали о нем в Советской России, не вспоминали, но не смогли забыть соотечественники своего любимого предпринимателя, мецената, благотворителя, одного из прародителей русской железной дороги, Савву Ивановича Мамонтова. Его отец Иван Федорович одним из первых обратил внимание на перспективы железнодорожного строительства. Вложив часть состояния в строительство участка железной дороги, соединившего Москву с Сергиевым - Посадом, он неожиданно для себя изменил историю развития транспортной доступности страны. После того, как в 1863 году по новой дороге прошел первый поезд, Иван Федорович стал членом ее правления, крупным акционером и директором общества Московско - Ярославской железной дороги. Его дело продолжил третий сын, Савва Иванович, принявший обязанности управления обществом после смерти отца в 1869 году. 

2

Построенная Мамонтовыми Московско - Ярославская железная дорога давала хорошую прибыль, и это подтолкнуло молодого предпринимателя к разработке и реализации более масштабных проектов. На рубеже 1870 -ых 1880 -ых годов он занимался постройкой Донецкой каменноугольной железной дороги протяженностью около 500 верст, которая обеспечила вывоз каменного угля из Донбасса в черноморские порты России. В начале 1890 -ых годах правление Московско - Ярославской дороги приняло решение продолжить железнодорожную линию от Ярославля до Архангельска. Дорога изначально казалась бездоходной, и, по словам министра финансов С. Ю. Витте, главная цель ее строительства состояла в том, чтобы ликвидировать скудное, необеспеченное существование население северных губерний, обеспечить его продовольствием и вывозить оттуда продукцию местного производства. 

3

Строить бездоходную дорогу было делом рискованным, но правительство обещало предоставить обществу кредиты, само же общество надеялось покрывать дефицит Архангельской линии возрастающими доходами от других дорог. Работа осложнялась трудностями природно - климатического характера: дорога должна была пройти через сплошные болота и тундру, но особенности почвы мешали этому. В некоторых местах пришлось временно тянуть дорогу на сваях, в районе Исакогорки несколько раз смывало насыпь, часть паровозов и экскаваторов засосало в болото, а потом и вся насыпь с путями ушла под воду. Дорогу прокладывали по малонаселенной местности, и потому нередко не хватало рабочей силы для ее строительства. Но несмотря на все трудности, в октябре 1898 года по Вологодско - Архангельской линии длиной почти 600 верст потянулись железнодорожные составы. 

4

Одновременно с этими работами, общество построило несколько небольших дорог: Ярославль - Рыбинск (1898 год), Москва - Савелово (1900 год), Иваново - Вознесенск - Тейково (1896 год) и пр. В общей сложности к началу двадцатого века общество Московско – Ярославско - Архангельской железной дороги проложило более 1000 верст рельсовых путей, имело более 200 паровозов, почти 4000 товарных и более 400 пассажирских вагонов. Общество относилось к числу самых доходных предприятий в России, а Савва Иванович Мамонтов - к числу ее самых богатых граждан. Но само по себе это не могло стать причиной его огромной популярности среди соотечественников, большинство из которых принадлежало к сфере искусства и изящных наук.

5

 Любовь и уважение русский купец заслужил не своим богатством, а щедростью и готовностью в любой момент оказать поддержку и материальную помощь нуждающимся в этом людям. В. М. Васнецов называл Савву Ивановича Мамонтова творцом художественной среды России рубежа веков, творцом не столько в смысле создания произведений искусства (хотя и в этом Савва Иванович неплохо преуспел), сколько в гениальном таланте сосредотачивать вокруг себя мастеров театра, оперы, живописи, скульптуры. Энергичный, жизнерадостный предприниматель, тонко чувствующий художественный мир искусства, любящий и почитающий русскую культуру, много сил и средств потратил на ее развитие и преумножение. Он стал создателем первой русской частной оперы, художественно - промышленного общества при Строгановском училище и сети средне - технических учреждений в Костроме, поддерживал русских художников, актеров и музыкантов, выделял денежные средства на издание журнала «Мир искусства» и работу московского товарищества художников.

6

 Крупным проектом семьи Мамонтовых стало создание литературно- художественного центра в приобретенной ими усадьбе в Абрамцево. С 1870- го года художники, скульпторы, музыканты, архитекторы, литераторы подолгу жили и работали в большом доме Саввы Ивановича. Его посещали И. С. Тургенев, М. М. Антокольский В. М. Васнецовв, М. В. Нестеров, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель,, К. А. Коровин, И. Е. Репин. Многие из этих художников были стеснены в средствах, и только поддержка хозяина усадьбы в Абрамцево позволяла им заниматься искусством, не думая о материальных трудностях. И очень даже возможно, что именно такая помощь Саввы Ивановича небогатым, иногда нищенствующим художникам открыла России и миру их имена.

 

7

Уютную и дружественную обстановку в литературно - музыкальном центре в Абрамцево создавала его гостеприимная хозяйка, Елизавета Григорьевна, которая при этом не забывала и о простых, далеких от искусства жителях усадьбы. Она стала инициатором постройки лечебницы для окрестных крестьян, строительства и освящения храма Спаса Нерукотворного, создания керамической и резческой мастерских, занимающихся собиранием и переработкой народных орнаментов и мотивов. На многие годы Абрамцево станет средоточием художественной жизни для русской творческой интеллигенции, а сам Савва Иванович Мамонтов послужит образцом настоящего русского купца, обладающего широкой душой, гениальными способностями предпринимателя, умеющего чувствовать прекрасное и любить ближнего, которому всегда готов прийти на помощь.

 

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.