Паницкий Иван Яковлевич

12.09.2018

Он был победителем многих конкурсов, единственным незрячим солистом Саратовской филармонии, первым баянистом, удостоенным звания Заслуженного артиста республики, его творческий путь отмечен тысячами концертов в Москве, Ленинграде, в больших и малых городах и селах, выступления его не знали полупустых залов. В этом году ему исполнилось бы 112 лет: время его рождения и ухода из жизни удивительным образом оказались на стыке важных для истории России эпох. Звали его Иван Яковлевич Паницкий. 

1

Этому  легендарному незрячему музыканту и импровизатору удалось раскрыть неограниченные возможности русского баяна - в его руках инструмент зазвучал по-новому, заиграл иными, необычайными гранями. «Если с появлением скрипки Бог вселил всю свою страсть в Никколо Паганини, то с появлением баяна Бог отдал душу вам, Иван Яковлевич», – так отзывались об искусстве Мастера его постоянные слушатели.
 До Паницкого никто всерьез не воспринимал баянной музыки, никому в голову не приходило поставить этот, казалось бы, «неблагородный» инструмент в один ряд с такими классическими музыкальными корифеями как фортепиано или скрипка. Но для этого были свои причины: отсутствие настоящей школы, сложившихся традиций, специального репертуара. 

2

Нужно было обладать слишком яркой индивидуальностью, чтобы подняться над уровнем привычных представлений о баянной музыке как о музыке неполноценной, «второстепенной». Благодаря трудам Паницкого, баян уверенно и настойчиво
 завоевывал право звучать на профессиональной сцене. В 1906 году в приволжском городке Балакове саратовской губернии в многодетной небогатой семье пастуха Якова Паницкого родился сын Ванюша. Родительская радость была омрачена неожиданным событием - по небрежности медицинского работника двухнедельный малыш полностью потерял зрение. 
 

Но, возможно, именно это случайное несчастье, грозившее Ивану Яковлевичу зависимостью от семьи, бедностью и убогостью, помогло ему реализовать свой гениальный, поистине Божий, талант: с первых лет жизни незрячий мальчик стал проявлять необыкновенные способности к музыке. Прислушиваясь к звукам пастушьего рожка, к гудкам паровозов, к напеву русских народных песен, танцевальным наигрышам, он с точностью научился воспроизводить их на семиклавишной невской гармошке. Вскоре этот инструмент перестал удовлетворять музыкальные требования малыша - ему купили восьмиклавишную гармонику с добавочными четырьмя полутонами, на которой он смог выстраивать сложные аккордовые созвучия и разучивать «взрослые» произведения: вальсы «Осенние мечты», «На сопках Маньчжурии», марш «Победоносец». А вскоре отец подарил Ванюше хроматическую гармонику, имеющую диапазон в 4 с половиной октавы, вместе с ней в его репертуаре появились «Мазурка» Венявского, «Полонез» Огинского и другие музыкальные произведения, которые мальчик слышал в исполнении местных музыкантов и с граммофонных пластинок. А к пяти годам он был уже готов выступить с сольным концертом в своем родном городе Балакове.  

Вот что рассказывает сам Паницкий о своем первом выступлении: «Однажды мой брат рассказал учителю школы Аркадию Ивановичу Майорову, что я играю на гармошке. Тот попросил брата привести меня к нему. Учителю понравилась моя игра. Аркадий Иванович решил познакомить меня с учителями и ученицами двухгодичной женской школы, в которой сам работал преподавателем. Я играл в школе русские песни, вальсы, польки. Мне много аплодировали. Преподаватели собрали деньги, купили мне подарки, угощали различными сладостями. Одним из подарков был камертон. От этих двух стальных палочек я дознал звук «ля». В школе я впервые услышал оперную музыку. Хор исполнил несколько отрывков из опер. Особенно понравилась мне ария Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин». Это первое прослушивание музыки в сольном и хоровом исполнении осталось в моей памяти на всю жизнь».

8

После выступления в женской школе, в том же году в зале кинотеатра был организован и проведен первый открытый платный концерт Ивана Паницкого. Маленький музыкант играл на хроматической двухрядной гармошке, а аккомпанировал ему гармонист Александр Иванович Миронов. Выступление их имело большой успех, так что вскоре по многочисленным просьбам благодарных зрителей состоялись еще два платных концерта.
 Но, к сожалению, серьезно заниматься музыкой у Вани Паницкого не было никакой возможности - большая семья его бедствовала, и работать приходилось всем, в том числе и юным одаренным музыкантам. С шестилетнего возраста Ваня стал зарабатывать деньги, играя со своим старшим братом в ресторанах и городских трактирах. По десять — двенадцать часов в день мальчики работали в душных, прокуренных залах ресторанов, с 8- 9 часов вечера до 5- 6 часов утра - играли на платных домашних танцевальных вечерах. Так проходили детские годы Ивана Паницкого, годы нужды и утомительной работы.

4

В 1912 году в Балаков прибыли украинские артисты для постановки пьесы «Наталка-Полтавка». Оказавшись без своего аккомпаниатора, они начали искать местного музыканта-гармониста, который бы решился взять на себя музыкальное сопровождение драматургического действия. Согласие дал только маленький музыкант Ваня Паницкий. Он быстро, с напева артистов, выучил музыкальные партии и прекрасно сопровождал на своей гармошке игру гастролирующих актеров. Надо заметить, что они были чрезвычайно поражены абсолютным музыкальным слухом, феноменальной памятью и исключительными способностями незрячего мальчика. Вскоре в жизни Вани произошло еще одно приятное событие - в его город приехала пианистка Александра Васильевна Бобылева, на выступлении которой ему удалось побывать. Потрясенный ее виртуозной игрой, Ване ужасно захотелось учиться у нее играть на рояле. И Ваня своего добился. Отец с помощью учителей женской школы приобрел старенькое прямострунное пианино, а Бобылева с большой охотой принялась за дело обучения. На протяжении двух лет, до самого отъезда в Саратов, она занималась с талантливым мальчиком, который за это время неплохо овладел игрой на фортепьяно.

6

Примерно в эти же годы Паницкому удалось познакомиться с легендарным комдив Василием Ивановичем Чапаевым. В первые годы советской власти боевые отряды его дивизии формировались в Балакове. Бойцы и командиры отрядов во главе с Чапаевым оказались той аудиторией, для которой Иван Паницкий не только с любовью играл все, что знал, но и создавал фантазии, композиции, новые произведения. Василий Иванович был земляком Паницкого, переживая за судьбу молодого музыканта, часто говорил ему так: «Погоди, Ваня, потерпи немножко. Кончится гражданская война, разобьем мы беляков, тогда я вернусь, обязательно отправлю тебя учиться». Но уехать из Балакова Паницкому было суждено гораздо раньше: отец его в поисках работы отправился со всей семьей в Саратов. Иван Яковлевич тоже не хотел сидеть без дела, тем более что в руках у него был инструмент, который ни раз выручал его в тяжелые времена. Он обратился в специальную комиссию деятелей искусств с просьбой направить его на работу.

Профессор Саратовской консерватории Л. М. Рудольф и другие профессиональные музыканты устроили Паницкому прослушивание для установления исполнительской категории - все они были очарованы игрой и репертуаром молодого солиста, которому безоговорочно была присвоена первая исполнительская категория. Но для Ивана Яковлевича это было всего лишь началом музыкального пути - задавшись целью изучить скрипку, он начал заниматься самостоятельно, а затем - под руководством профессора Саратовской консерватории Б. А. Богатырева. Музыкальный инструмент завлек Паницкого своей задушевной певучестью, удивительной мелодичностью, и в 1925 году, выдержав вступительный экзамен с оценкой «отлично», Паницкий поступил в Саратовское музыкальное училище по  классу скрипки. Но, к сожалению, из-за профессионального заболевания правой руки окончить обучение ему не удалось. 

3

Занятия в училище под руководством опытного педагога Г. К. Ершова, разумеется, не прошли даром для Паницкого - значительно расширив его музыкальный кругозор, они помогли выйти ему на профессиональную сцену. Уже через год он выступил на проходившем в Саратове конкурсе гармонистов, где собрались талантливые музыканты со всей России. На своей хроматической гармошке Иван Яковлевич исполнил «Жаворонка» Глинки, «Чардаш» Монти, «Мазурку» Венявского, вариации на русские народные песни «Светит месяц» и «Коробочка». Своей игрой Паницкий покорил всех зрителей и членов жюри, заслуженно занял первое место, за что ему были вручены золотой жетон и удостоверение лауреата первой степени. Познакомившись со многими конкурсантами-баянистами, Паницкий решил самостоятельно овладеть и этим инструментом. Это у него получилось, да так хорошо, что вскоре он был приглашен в качестве баяниста в саратовский театр малых форм.

5

В то время музыкальным оформителем пьес был молодой композитор Яков Солодуха, под руководством которого и начал свою работу Иван Яковлевич. За два года он в совершенстве изучил баян, подготовился к сольным выступлениям и даже преподаванию. С этого времени начинается его наиболее яркая творческая деятельность - он создает оригинальные полифонические обработки для баяна различных музыкальных произведений в их числе «Жаворонок» Глинки, вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу прифронтовом» Блантера, русские народные песни «Полосынька», «Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, калинушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту-мосточку», «Тройка почтовая», старинные вальсы и многие другие произведения. Репертуарном списке И. Я. Паницкого значится более ста различных народных песен в его обработке, а также произведения русских, западных классиков и советских композиторов. 

7

За 35 лет исполнительской деятельности Иван Яковлевич дал в разных городах и селах Советского Союза более трех тысяч концертов, и все они проходили с неизменным успехом, вызывая восторженный отзыв у слушателей. 11 марта 1951 года в Малом зале Московской государственной консерватории состоялся концерт двух выдающихся исполнителей на народных инструментах — И. Я. Паницкого и солиста Ленинградской филармонии балалаечника П. И. Нечепоренко. Концертный зал был переполнен; присутствующие пришли послушать чудесную и близкую их сердцу музыку. Игра Паницкого захватила слушателей, его долго не отпускали со сцены, бисировали почти каждый номер. Временами баян в руках замечательного исполнителя по характеру звучания становился неузнаваемым. Он достигал такого тончайшего пианиссимо и благородного звучания, что, казалось, играют не на баяне, а на скрипке или виолончели. 

Это неудивительно - именно высокое исполнительское мастерство Паницкого помогло создать такое впечатление. А уже через год в концертном зале Саратовской филармонии состоялось необычное и в своем роде новаторское выступление Ивана Яковлевича, исполнившего концерт в трех частях для баяна с симфоническим оркестром, написанный советским композитором Н. Я. Чайкиным. Паницкий вновь раскрыл перед слушателями концертный баян как инструмент, обладающий исключительными виртуозными, техническими и художественными возможностями. Он извлек из него звуки, неожиданные по блеску и глубине, по силе, нежности и богатству красок. Баян превосходно сочетался с симфоническим многоголосьем- его задушевные звуки слились воедино с общим многокрасочным звучанием оркестра. Еще не раз после этой смелой премьеры Паницкий исполнял концерт для баяна с симфоническим оркестром в Саратове и во многих других российских городах.
 Занимая одно из видных мест среди солистов филармонии города Саратова, Иван Яковлевич уделял время и преподавательской деятельности, повышению мастерства будущих музыкантов. Он охотно делился своими умениями, раскрывал секреты исполнительского мастерства, всем желающим предоставлял нотный материал.

9

 В его доме всегда было множество гостей, друзей, чутких внимательных слушателей, известных советских композиторов. Умер Иван Яковлевич Паницкий в возрасте восьмидесяти четырех лет, но память о нем как об оригинальном композиторе, виртуозном исполнителе и, наконец, первооткрывателе неизведанных звуковых возможностей баяна жива. «Секрет» Паницкого, должно быть, в особенностях понимания людей, природы, событий. Его своеобразие восприятия мира, соединенное с глубоко личным осмыслением и чувствованием, питало его безграничную художественную фантазию. Лишенный зрения, он видел гораздо больше многих зрячих людей, проникая в самую суть характеров, человеческих душ. Он воспринимал мир всем своим существом, каким-то не всегда объяснимым даже для себя образом, «шестым чувством».

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.