Глухой гений

19.11.2018

Если человек теряет зрение в течение жизни, его память надолго сохраняет образы мира, с которым он успел визуально познакомиться. Глаза его не видят, но воображение услужливо помогает представить окружающее пространство, опираясь на информацию, полученную по средствам слуха, осязания и обоняния. Он гораздо легче, нежели слепорожденные, ориентируется в незнакомых местах, коммуницирует с людьми - визуалами, понимает и даже самостоятельно воссоздает графические образы. Подобно этому, и потерявшие слух люди, хранят в памяти звуки мира, слышат и повторяют их в своем воображении. Они лишаются возможности слышать голоса других людей, птиц, зверей, предметов, но способны слышать их внутри себя. Это и свойство памяти человека, и проявление адаптационных механизмов его организма.

1

Именно поэтому глухота Людвига ван Бетховена не помешала ему остаться верным музыке, которую он определял, как единственный смысл и цель своего бытия. Начав терять слух в возрасте наибольшего творческого расцвета, молодой композитор оказался в состоянии глубочайшего отчаянии и даже помышлял о том, чтобы закончить жизнь самоубийством, но осознание своего долга перед миром убедило его отказаться от такого решения. «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным»,- позже признается сам Бетховен. Он смиряется с неизбежной глухотой, не позволяя ей стать причиной отказа от работы, к которой композитор приступает с особым самозабвением и решимостью. 

3

Вскоре после начала болезни появляется его новая – «Третья симфония», получившая название «Героическая». Именно в ней, по словам Петра Ильича Чайковского, впервые раскрылась «Вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена». Глухота композитора не лишила его инструментальных звуков, которые он мог слышать «внутренним» слухом, понимать и воспроизводить по нотам в своем воображении даже те произведения, которые прежде ему были незнакомы. Глухота сделала его угрюмым и нелюдимым, но она же помогла ему сосредоточиться на работе, благодаря чему на свет появились его самые знаменитые сочинения: фортепьянные сонаты, сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной», обработки народных песен, опера «Фиделио», знаменитая «Торжественная месса» и симфонии, в том числе «Симфония№ 9 с хором».

5

 После исполнения девятой симфонии публика бурными аплодисментами благодарила гениального композитора, дирижирующего оркестром, но он стоял к ней спиной и не замечал оваций. Тогда одна из хористок повернула Бетховена лицом к залу, и люди, воодушевленные исполненной симфонией, начали махать ему руками, шляпами и платками. Физическое ограничение не помешало Людвигу ван Бетховену стать одним из тех мастеров, которым посчастливилось получить признание при жизни: ценители искусства звука наслаждались чувственной гармонией его музыки, критики - отмечали совершаемый им переход от классического жанрового исполнения к чему- то совершенно новому и неминуемо прекрасному, друзья - всегда находили в его лице сочувствие и поддержку.

4

 «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба,- говорил Бетховен,- если кошелек мой пуст и я не готов помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды». С друзьями глухой композитор общался при помощи письма: на бумаге они писали ему вопросы или высказывания, а он тут же выводил ответ своим изящным аккуратным почерком или произносил его голосом. Благодаря этому, в руках исследователей жизни и творчества Людвига Вана Бетховена оказались тетради с уникальными записями, раскрывающими тайны его разговоров с самыми близкими людьми и помогающими потомкам воссоздать живой образ гениального музыканта, композитора, дирижера.

2

И оказывается:

1. Бетховен был принципиален, упрям и своеволен. Однажды, во время своего выступления он заметил, как один из слушателей обратился с каким - то вопросом к стоящей рядом даме. Возмущенный композитор прекратил игру, решительно заявив, что перед «такими свиньями» он выступать не будет. Последовавшие за этим извинения и уговоры слушателей не смогли убедить его продолжить исполнение. 
 

2. Бетховен был гениальным педагогом, но преподавал исключительно одаренным ученикам или красивым молодым дамам. 

3. Педантичность Бетховена доходила до того, что он мог пить кофе, приготовленное только из шестидесяти четырех зерен. 

4. После того, как дед Бетховена умер, а отец начал злоупотреблять спиртными напитками, Бетховен был вынужден оставить школу и взять на себя управление семьей. Ему было всего одиннадцать лет, и он так и не успел освоить умножение и деление. 

5. Бетховен любил посидеть с друзьями в пивной под названием «У лебедя». Однажды он не появлялся там несколько дней подряд, и обеспокоенные товарищи пришли домой к композитору, чтобы справиться об его здоровье. Бетховен успокоил гостей: «Я абсолютно здоров, но вот мои единственные сапоги подхватили такую лихорадку, что чуть было не отдали Богу душу».


Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.