Что такое Артос?

04.04.2019

Вот и наступил, долгожданный праздник праздников, самый главный день для исповедующих христианство людей - Светлый день Христова Воскресения. Радостью наполнились сердца верующих, которые, ощущая в мире присутствие живого Бога, ликуя воскликнули: «Смерти нет! Смерть побеждена смертью! Христос воскрес! Воистину воскрес Христос!» Звонкими голосами запели колокола во всем православном мире, открылись Царские врата в храмах, священники, сменив черное великопостное облачение на торжественное светлое, начали служить по Пасхальному чину, необыкновенно красивому, наполненному песнопениями, прославляющими воскресение Господа Иисуса Христа. Богослужения в Светлую седмицу, действительно, особенное: это уже не литургия преждеосвященных даров, а литургия Иоанна Златоуста, на которой совершается таинство Евхаристии - главный признак восторжествовавшего воскресения.

1 

После литургии верующие идут крестным ходом, во главе которого несут Артос - всецелый квасной хлеб, без изъятия частиц, с изображением Воскресения Христова. Перед Пасхальным всенощным бдением эта великая святыня полагается на специальном аналое на солее, а после завершения богослужения священник окропляет ее свято водой и читает молитвы, в которых есть такие слова: ««Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим Артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. Всю светлую седмицу он находится на почетном месте при открытых царских вратах, а в субботу на божественной литургии совершается чин раздробления Артоса, в одной из молитв которого есть такие слова: «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия».

 2

Что же это значит? А значит это то, что святыня эта способна укреплять верующих в мирской жизни, по средствам ее Господь дарует чадам своим и физическое, и душевное исцеление, то есть, избавляет от болезней и скорбей. К Артосу, как и к святой воде, христиане относятся с большим почтением: получив после раздробления его кусочки, они хранят их в полотняных мешочках, обычно возле икон или в отдельном, чистом месте, рядом с другими святынями, и вкушают его только в дни особенных скорбей и волнений.

 3

Упоминается Артос еще в Евергетидском Типиконе первой половины двенадцатого века, в котором говориться, что после литургии в светлый понедельник, «по окончании же трапезы глаголим (над хлебами): «благословен Бог, питающий нас», и тотчас трапезарий возвышает хлебы, говоря: «Христос воскресе!»

 4

В субботу светлой седмицы иерей, согласно тому же церковному правилу, раздробляет хлебы, а трапезарий раздает их братии. Но литургическое предание утверждает, что традиция появления целого хлеба на трапезе восходит ко временам первых апостолов, которые после вознесения Господа нашего Иисуса Христа стали оставлять для него за ужином часть хлеба, символически обозначая таким образом Его присутствие. Многие исследователи истории и культуры полагают, что в славянских странах народным осмыслением Артоса со временем стали Пасхальные хлебы: паски, куличи, козунаки. Так или иначе, но сегодня в православной церкви Артос считается великой святыней, видеть и получить которую возможно только в дни светлой седмицы, и возможностью этой верующие стараются воспользоваться.

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь