Александр Блусь :судьба

«Я провел в «Доме слепоглухих» четыре недели. Учился немного компьютеру, немного - кулинарии, немного - жестовому языку, но, главное, чему я здесь научился,- это любить и ценить каждый день своей жизни»,- признался Александр Блусь на выпускном вечере в «Доме слепоглухих». Преподаватели и сотрудники центра называли его «старший Блусь» или «дедушка Блусь» потому, что у Александра есть сын Михаил и внук Владислав, которые, как и он, имеют серьезные нарушения зрения и слуха и являются подопечными «Дома слепоглухих». Фамилия у семьи необычная - когда- то, много лет назад прадедушка Александра переехал из Австрии в Россию, женился и, как говорят в народе, пустил корни. В России у него родился сын, а потом и внук Александр Блусь. Родился Александр в городе Брянске в 1953 году. Закончил среднюю школу, затем - Брянский технологический институт, поступил на работу в сельхозстрой, женился. И все бы шло своим чередом и дальше, как вдруг у Александра стали резко снижаться зрение и слух. По этой причине работать в прежних условиях он уже не смог и был вынужден поступить на специализированной предприятие общества слепых. Жизнь молодого человека резко изменилась: краски и звуки внешнего мира ослабели, притихли, но мир внутренний стал наполняться новыми оттенками размышлений, переживаний, сочувствия. Александр начал писать стихи.

1

Я сам не знаю, что хочу,
К чему стремлюсь, чего желаю,
О чем ночами я молчу
И отчего я так страдаю.
Покоя я ищу иль нет?
И если нет, то почему?
Кто даст ответ? Кто даст ответ?
Один я сам и не пойму...
Хочу любить я до конца тебя, Мишутку, наших близких.
И видеть своего отца,
И наслаждаться нашей жизнью.
Но что мешает нам? Скажи,
Вот так смотря мне прямо в очи.
Или хотя бы подскажи,
Кто смог бы в этом всем помочь нам?
Ты скажешь: «в жизни сам решай все наболевшие вопросы,
По крайней мере не мешай
Другим. Не вешай носа».
Что ж, будешь в этом ты права-
Ведь каждый сам себе хозяин.
И что не скажешь ты в словах-
Пойму я сам в твоем молчанье.

В стихах Александр размышляет о своей жизни, которая, как он уверен, гораздо труднее, нежели у других людей. После того, как Александр получил инвалидность, его единственный сын Миша тоже тяжело заболел. Вернувшись в Брянск из Евпатории, где отец с сыном провели несколько недель в санатории, Миша стал жаловаться на головные боли. После очередного приступа такой боли родители вызвали машину скорой помощи, врач которой предположил, что у Миши опухоль головного мозга. В больнице, куда госпитализировали мальчика подтвердили диагноз и сказали родителям, что если бы они привезли его на неделю позже, могли бы потерять. Конечно, жизнь ребенка для родителей самое ценное, и в сравнении с этим даром перспектива слепоглухоты кажется незначительной бедой. Мише сделали сложнейшую операцию, после которой он смог жить, но не смог видеть и слышить.

2

Опять зима повеет стужей,
А небо - мраком и тоской.
А песня вся моя не спета,
И сердце зря в груди стучит.
Хочу очнуться, закричать я,
Увы в груди лишь слабый стон,
И распахнут свои объятья,
Лишь ветер и тяжелый сон.

После потери зрения и слуха Миша не смог учиться в массовой школе: образование он получал, будучи на домашнем обучении, а через восемь лет на некоторое время уехал в Ленинград, в специализированную школу, где выучил шрифт Брайля. Шрифт Брайля помог ему обрести и семейное счастье: написав письмо в рубрику знакомств журнала общества слепых Миша вступил в переписку с девушкой Галиной. В скором времени молодые люди полюбили друг друга, поженились и в доме Блусей снова зазвучал детский смех. Александр был несказанно рад внуку Владиславу, помогал невестке ухаживать за ним, гулял, провожал на занятия и в школу. Вместе с Владиком дедушка снова учился удивляться чудесному совершенству мира, любить и восхищаться им.

 3

Замела зима любимые тропинки,
Ни одной дорожки не видать,
Только легкие, как пух, снежинки,
Только ровная, как покрывало, гладь.
Под ногами снег скрипит негромко.
Я иду неведомо куда.
Сторона, ты отчая сторонка,
Не уеду я отсюда никуда.
И неяркий алый свет заката.
Сохраню я в памяти своей,
Чтобы не погас он безвозвратно,
Чтобы вечно жил в душе моей.

Владик начал ходить в школу, но учителя посоветовали родителям перевести его на надомное обучение по причине того, что ребенок часто болеет, плохо слышит и видит и не успевает осваивать материал вместе со всем классом. Родители послушались совета педагогов, и несколько лет Владик учился дома, а затем был переведен в Сергиево-посадскую школу-интернат для слепоглухих детей. Александр был вынужден растаться с внуком, который теперь мог приезжать домой только на длинные зимние и летние каникулы. К тоске разлуки добавились и новые несчастья. Александр лег на плановую операцию, после которой у него снова ухудшились зрения и слух. Но это было не самое страшное: возвращаясь из больницы, на пешеходном переходе его сбила машина. Испугавшись случившегося, водитель автомобиля отвез Александра в травпункт, откуда его снова отправили в больницу. На этот раз ему предстояла сложнейшая операция по востановлению целостности костей руки. 


Я опять попал в переплет
И лежу на больничной койке.
Наблюдая мухи полет
И вдыхаю запах помойки.
А вокруг такие же люди-
Кто в бинтах, кто в гипсе с палкой.
Что же, Господи, с нами будет?
Никому нас толком нежалко.
Мы лежим и мечтаем о счастье.
Только где оно счастье колеки?
Впереди у нас только ненастье-
Часть здоровья теряем навеки.

4

Востановление после полученной травмы длилось долго. За это время Александр окончательно потерял слух и практически перестал видеть. Впереди его ждали еще операции, которые он начал воспринимать как страдания ради избавления от страданий.

Я считаю часы и минуты.
Сколько можно терпеть этот ад?
Ночью думаешь: скорей бы утро...
Днем опять все невпопад.
Мой дом опять больница,
А вокруг ни друзей, ни родных,
Только серые, хмурые лица
Таких же как я, больных...

Александр - один из тех людей, кому необходимо осмысливать то, что с ним происходит. Он необыкновенно любознательный человек, но потеря зрения и слуха повлекли за собой изоляцию от мира, невозможность получить нужную информацию. Частично решить эти проблемы ему помогли в «Доме слепоглухих», куда Александр собирался приехать уже много лет, но не мог добраться именно по причине болезней и связанных с ними операций. Приезд в центр, по его словам, стал для него важным событием: здесь с ним всегда были рядом люди, умеющие общаться, слушать его, готовые делиться своими знаниями и навыками. Сравнивая «Дом слепоглухих» с другими учебными учреждениями, Александр не уставал повторять: «это настоящий дом, где работают профессионалы своего дела. Мне нигде не было так хорошо, как здесь».

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь