"Загорский эксперимент"

27.06.2019

Первый месяц лета выпускники девятых и одиннадцатых классов школ встречают с волнением и тревожностью, ведь теперь они не только решают задачу, как весело и увлекательно его провести, но и самым серьезным образом задумываются о своем дальнейшем образовании и выборе специальности. Вопросы эти рано или поздно встают перед каждым молодым человеком, и особенно остро перед школьниками, имеющими физические ограничения. К выбору профессии таким ребятам следует подходить внимательно и обдуманно - ведь в выбранной области деятельности они должны стать не просто конкурентоспособными, но «лучшими из лучших» так, чтобы работодатель обратил внимание на их профессиональные навыки, а не на наличие инвалидности.

1

Существуют специальности, в которых люди с теми или иными физическими ограничениями могут достигнуть успеха, и эти специальности должны быть им знакомы и понятны уже во время обучения в школе - в этом случае выпускные классы станут не периодом напряженных раздумий, а усиленной подготовки к поступлению в колледж или ВУЗ. Особенно непросто выбрать подходящую специальность выпускникам с сенсорными нарушениями, тем более, если эти нарушения сочетанные. Но «Загорский эксперимент», состоявшийся несколько десятков лет назад, отлично свидетельствует о том, что даже тотально слепоглухой человек имеет возможность получить профессиональное образование. 

4

Своим опытом обучения в школе - интернате для слепоглухих детей города Сергиева - Посада поделилась и Алена Александровна Капустян, которая в этом году стала ее выпускницей. Алена рассказала о первых днях, проведенных в школе, о том, как она освоила шрифт Брайля и, научившись читать, открыла для себя удивительный мир книги. Сегодня девушка по- прежнему увлекается литературой, слушает современную музыку, участвует в известном театральном проекте «Прикосаемые», повествующем о жизни людей, лишенных зрения и слуха. А еще перед Аленой стоит выбор профессии и того учебного учреждения, в котором она будет продолжать обучение. Конечно, у слепоглухого абитуриента гораздо больше сомнений, страхов и вопросов, нежели у абитуриента без физических ограничений, но, вместе с тем есть и те, кто уже прошел этот путь и может поделиться своими наблюдениями и  готовыми решениями. О том, как непросто было начинать обучение в ВУЗе без зрения и с плохим слухом рассказала Алене и присутствующим участникам семинара студент магистратуры Московского Государственного Психолого - Педагогического университета и преподаватель компьютерной грамотности ресурсного центра «Дом слепоглухих» Евгения Михайловна Лагунина.

8

Основная проблема, с которой она столкнулась в первые месяцы обучения в университете, была связана с коммуникацией: после специализированной школы для незрячих детей, где Евгения Михайловна получала среднее образование, ей было очень нелегко наладить общение со студентами без инвалидности, и только переборов стеснение и замкнутость, она научилась объяснять одногруппникам, в чем именно испытывает трудности, как правильно ее сопровождать и каким образом передавать информацию. Сегодня Евгения Михайловна получает второе высшее образование и, опираясь на предшествующий опыт, уже не испытывает никаких проблем в общении со студентами и преподавателями ВУЗа. Она уверена, что учиться коммуницировать со зряче-слышащими людьми школьникам с инвалидностью по зрению и слуху необходимо, как можно раньше - ведь это позволит им избежать многих трудностей, возникающих в первое время пребывания в коллективе людей без инвалидности. Важным, по ее мнению, является и навык самостоятельного передвижения, который незрячие и слепоглухие дети должны осваивать еще в период обучения в школе. 

7

Заведующая читальным залом Елена Юрьевна Глазова рассказала о хранящихся в библиотеке материалах, помогающих родителям слепоглухих детей организовать для них процесс подготовки к школе, а также поделилась воспоминаниями об одном из своих любимых читателей Юрии Лернере. Юрий Михайлович Лернер - человек без слуха и зрения, закончил школу - интернат в городе Сергиев-Посад, и стал одним из четырех участников «Загорского эксперимента», в рамках которого смог получить образование в Московском Государственном Университете. По словам Елены Юрьевны, всегда прекрасно одетый, вежливый, деликатный Юрий Михайлович Лернер обладал добрым и отзывчивым сердцем, был чудесным скульптором и интереснейшим собеседником.

5

О своем опыте обучения в школе - интернате для слепоглухих детей и об участии в «Загорском эксперименте» рассказал и кандидат философских наук, президент Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» Сергей Алексеевич Сироткин. С большим удовольствием слушатели семинара узнали и о новых интересных фактах, связанных с историей получения профессионального образования знаменитой четверкой, например, о том, что им было предложено выбрать не только область получаемых знаний, но и учебное заведение, в котором они эти знания хотели бы получать. Любопытно и то, что после нескольких месяцев обучения на философском факультете, Сергею Алексеевичу Сироткину предложили перевестись на психологический факультет, где учились трое других участников «Загорского эксперимента».

6

Сделано это было с целью облегчить процесс адаптации учебных материалов для студентов без зрения и слуха, а также для оптимизации работы преподавательского состава. Обучение в общем потоке оказалось для слепоглухих людей сопряжено с некоторыми трудностями, и для них было выделено специальное помещение в школе для глухих детей, куда приезжали преподаватели МГУ для проведения занятий.

 

2


А те, кто до сих пор был не знаком с понятием «Загорского эксперимента» и процессом обучения людей с одновременным нарушением зрения и слуха, могли узнать об этом, став участниками семинара, прошедшего 13 июня в Российской Государственной библиотеке для слепых при поддержке Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» и благотворительного фонда «Дом слепоглухих». Важной особенностью мероприятия стало участие большого числа слепоглухих спикеров, которые были готовы делиться своим опытом обучения и рассказывать о возникающих при этом проблемах. После приветственного слова директора РГБС Елены Васильевны Захаровой, которая напомнила о том, что библиотека всегда с удовольствием становится площадкой для проведения подобных мероприятий и рада взаимодействию со слепоглухими читателями, слово взяла заместитель директора по воспитательной работе школы - интерната для слепоглухих детей Лилия Афтаховна Абдукамалова.

 3

Она рассказала о том, как сегодня организован процесс обучения в школе, о многообразии кружковых занятий и работе в мастерских, где учащиеся приобретают первоначальные профессиональные навыки. Лилия Афтаховна обратила внимание и на то, что помимо образования, дети имеют возможность получить и необходимое лечение, регулярно посещать бассейн, занятия конной ездой, отдыхать на побережье моря. Но есть у выпускников и некоторые трудности с дальнейшим обучением - так как школа находится под управлением министерства социальной защиты, она не выдает аттестаты, свидетельствующие о получении полного среднего образования, и это становится преградой на пути их дальнейшего обучения.

9

Завершил семинар доклад юриста РООИ «Инватур» и фонда «Со-единение» Дмитрия Георгиевича Балыкина. Он рассказал о действующих льготах при поступлении в колледж или ВУЗ абитуриентов с инвалидностью и напомнил о том, что сегодня учебное заведение не в праве отказать человеку в обучении только по причине наличия у него инвалидности. Правовые аспекты получения образования вызвали особый интерес у слушателей, и после выступления Дмитрий Георгиевич ответил на все вопросы, возникшие у участников семинара. Получить консультацию юриста можно и в любое другое время. Узнать контактные данные Дмитрия Георгиевича Балыкина можно написав письмо на адрес электронной почты deafblindhouse@gmail.com

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь