Проблема трудоустройства

26.11.2019

Проблема трудоустройства людей с инвалидностью по слуху и зрению в России трудно разрешимая. Невозможно назвать единственную причину, по которой незрячие, глухие и слепоглухие люди не могут найти работу. Работодатели не готовы к взаимодействию и сотрудничеству с соискателями, имеющими инвалидность? Соискатели с инвалидностью не обладают необходимым на общем рынке труда уровнем квалификации и знаний? Рабочие места не оборудованы, согласно требованиям доступной среды? Специалистам с нарушениями здоровья трудно добираться до территории работодателя? Кажется, ни один из этих вопросов сам по себе не описывает проблему полностью, но в комплексе с другими способен подсказать способы, которыми она может быть решена.

1


Безусловно, для того, чтобы найти интересную, достойно оплачиваемую работу, соискателю с инвалидностью необходимо обладать высокими профессиональными навыками, но настолько же важно быть коммуникабельным, ответственным, максимально независимым человеком, способным в случае необходимости самостоятельно добираться до территории работодателя. Тема зависимости трудоустройства людей с нарушением зрения от их навыков ориентирования и мобильности, новая, непростая, важная. Поэтому Международная научно - практическая конференция: «Ориентирование и мобильность: основы самостоятельной жизни и успешного трудоустройства слепых, слабовидящих и слепоглухих людей» смогла привлечь большое число специалистов из разных регионов России.

2

Мероприятие было организовано Межрегиональной общественной организацией инвалидов «Обществом социальной поддержки слепоглухих «Эльвира»» при поддержке Российской Государственной библиотеки для слепых, благотворительного фонда «Дом слепоглухих» и Фонда президентских грантов. Первый день конференции прошел 7 - го ноября 2019 года в читальном зале РГБС и собрал спикеров и слушателей из Москвы, Санкт- Петербурга, Ижевска, Пышмы, Волоколамска, Нижнего Новгорода и других городов России, а также докладчиков из Соединенных штатов Америки. Слушатели, которые не могли присутствовать на конференции, имели возможность присоединиться к ней в онлайн- режиме, благодаря организованной трансляции в программе Skype.

3


Мероприятие началось с приветственных слов директора Российской Государственной библиотеки для слепых Елены Васильевны Захаровой. Она обратила внимание слушателей на важность темы конференции, напомнила о том, что библиотека всегда открыта и гостеприимна для людей с инвалидностью по зрению и пожелала собравшимся спикерам успехов в предстоящей работе. Продуктивной деятельности пожелал присутствующим и президент Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» слепоглухой кандидат философских наук Сергей Алексеевич Сироткин. И он, и его слепоглухая супруга вице - президент ОСПСГ «Эльвира» Надежда Владимировна Голован назвали тему конференции чрезвычайно важной для процесса успешной социализации и реабилитации лиц с нарушением зрения и слуха, внимательно слушали доклады, переводимые им на жестовый язык и задавали спикерам вопросы, акцентирующие их внимание на проблемах слепоглухих людей.

4

 
Первая секция конференции была посвящена обучению топографическим представлениям слепых, слабовидящих и слепоглухих людей. Педагоги Анастасия Замятина (ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна (г. Верхняя Пышма), Лариса Гарифуллина (АУ СОН ТО «Центр медицинской реабилитации «Пышма»» (г. Тюмень), Анастасия Днепровская (ГБОУ школа-интернат №1 для обучающихся и реабилитации слепых ДТиСЗН г. Москвы (г. Москва), Марта Любимова (Н.С. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» (г. Москва) рассказали об опыте использования рельефных карт для обучения незрячих детей, а также взрослых людей с нарушением зрения. По мнению докладчиков, предварительное знакомство учащихся с рельефными картами местности позволяет им сформировать ее топографическое представление и, благодаря этому, лучше ориентироваться на маршруте.

5

Слушатели имели возможность познакомиться с фото и видео презентациями, подготовленными спикерами, а также моделями карт, используемых в их работе. Доклады Анны Демидовой (Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова биологический факультет (г. Москва), Юлии Андриевич (руководитель проекта «Inclusive division», г. Москва) и Михаила Шу (Мастерская тактильных макетов Ольги и Михаила Шу. г. Москва) были посвящены использованию тактильных макетов и карт в адаптации музейного пространства для людей с нарушением зрения. Спикеры рассказали о технологии создания тактильных макетов, а также об их практическом применении, благодаря которому незрячие, слабовидящие и слепоглухие посетители музеев могут представить пространство экспозиций и даже самостоятельно передвигаться по нему.

6

О взаимосвязи мобильности незрячего человека и его трудоустройства рассказали преподаватели ГБОУ школы-интернат №1 имени К.К. Грота (г. Санкт-Петербург) Катерина Нурмухаметова и Татьяна Лукина. В своем сообщении они подробно разобрали и ряд других проблем, с которыми чаще всего сталкиваются их незрячие и слабовидящие выпускники в процессе поиска работы. Вера Корепанова (МКОУ «школа-интернат№256» (г. Ижевск), Наталья Михайлова (Нижегородская «Перспектива» - досуговый центр для слепоглухих людей (г. Нижний Новгород) и Татьяна Усачева (ЦРС ВОС (г. Волоколамск) рассказали слушателям об основных направлениях работы своих организаций и о значении обучения ориентированию и мобильности людей, проходящих в них реабилитацию.

7


В начале второй секции «Ориентирование и мобильность» прозвучали доклады Jill Rihards (инструктор по ориентированию и мобильности (США) и Laurel Wheer (специалист по доступной среде (США). Спикеры рассказали о практике использования тактильных карт при обучении незрячих и слепоглухих людей в Соединенных Штатах Америки, о различных методиках освоения ими навыков самостоятельного передвижения (в том числе об организации обучения на территории проживания ученика), а также о взаимосвязи самостоятельного передвижения и успешного трудоустройства человека с нарушением зрения. Личным опытом формирования пространственного представления у слепоглухого ребенка в условиях семьи поделилась Юлия Жданова - мама слепоглухой девочки Ангелины. А Татьяна Внукевич-Богдасарян - слепоглухая студентка Коллегиум Да Винчи в городе Познани отделения воспитания и обучения людей с нарушением интеллекта рассказала о своем опыте ориентирования в условиях Москвы и незнакомых городов Польшы, где она в настоящее время проходит обучение.

8


Проблемы коммуникации в процессе обучения тотально слепоглухих людей ориентированию и мобильности были затронуты во втором докладе Марты Любимовой. Она предложила ряд жестов, которые могут быть использованы для быстрой передачи простой, но важной информации ученику без зрения и слуха. «Стоп», «Внимание», «Направо», «Налево» - все это иногда необходимо быстро сообщить слепоглухому человеку, руки которого в момент обучения заняты тростью, и сделать это, по мнению спикера, можно, начертив жест на его спине или руке. Ее инициатива унифицировать такого рода жесты была активно поддержана участниками конференции, в том числе незрячими и слепоглухими.

9

Первый день Международной научно - практической конференции «Ориентирование и мобильность: основа самостоятельной жизни и успешного трудоустройства слепых, слабовидящих и слепоглухих людей» прошел динамично и продуктивно. Докладчики и слушатели смогли обменяться своим опытом работы с людьми, имеющими нарушения зрения и слуха, обсудить спорные вопросы, предложить практики, апробированные в их учебно- реабилитационных центрах и школах. И если в первый день они были погружены в научно - практическую деятельность, то во второй смогли познакомиться с новыми для себя ощущениями и техниками реабилитации и социализации людей с инвалидностью. Второй день конференции прошел в культурном центре имени Н.А. Островского «Интеграция», куда были приглашены не только спикеры первого дня, но и работодатели, специалисты, волонтеры, деятельность которых связана со взаимодействием с людьми, имеющими инвалидность по зрению. Им было предложено стать участниками уникального тренинга, во время которого они оказались в эталонной темноте и смогли выполнить интересные задания, помогающие понять особенности восприятия мира незрячими и слепоглухими людьми, а также их коммуникативные способности.

«Путешествие в темноту» для каждого из них оказалось незабываемым приключением, безопасным, но запоминающимся экспериментом над самим собой, перевернувшим привычное, «зрительное» восприятие реальности. А пока зрячие участники конференции проходили тренинг, незрячие и слепоглухие люди получили возможность познакомиться с популярным сегодня направлением мотивационно-психологической деятельности - коучингом. Мероприятие, посвященное трудоустройству, а также формированию и достижению жизненных целей, провели профессиональные коучи ресурсного центра «Дом слепоглухих» Эльвира Парфенова и незрячий Николай Хлудов. Собравшиеся участники смогли по - новому взглянуть на свои проблемы и понять, каким образом можно преобразовать мечты в цели. Конечно, первая встреча с куочем - это только начало длительной работы, которая должна научить человека определять свои истинные желания, делать из них цели, разрабатывать поэтапный путь их достижения и упорно следовать по нему. но без этого, без инициативного включения самого человека с инвалидностью в процесс создания инклюзивного общества, где он всегда сможет найти работу и свое интересное дело, создано оно не будет.

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь