Уроки ориентирования в «Доме слепоглухих»

25.12.2019

Уроки ориентирования и мобильности проводятся в ресурсном центре «Дом слепоглухих» с момента его основания. Навыки самостоятельного передвижения в пространстве чрезвычайно важны для людей с инвалидностью по зрению, ведь именно они позволяют им почувствовать свою независимость от родственников, придают уверенность в своих силах, повышают мотивацию к самореализации и даже трудоустройству. Человек, способный без посторонней помощи добраться до нужного объекта инфраструктуры, сможет самостоятельно доехать и до территории работодателя, для которого это является показателем организованности, целеустремленности, ответственности сотрудника с инвалидностью. Такой сотрудник будет самостоятельно справляться с рабочими задачами, стараясь не прибегать к помощи коллег. А для общего рынка труда это тоже важно, ведь сегодня общий рынок труда требует от специалиста (независимо от наличия или отсутствия у него инвалидности) абсолютной самостоятельности в выполнении своих обязанностей, которые начинаются с того, чтобы вовремя, без опозданий, оказаться на рабочем месте.

1

Конечно, передвигаться по городу слабовидящему и незрячему пешеходу непросто, еще труднее это делать человеку с одновременным нарушением зрения и слуха. Но если незрячие и слабовидящие люди могут получить навыки самостоятельного передвижения в реабилитационных центрах, специализированных школах и на занятиях, организованных в обществах слепых, то у слепоглухих людей таких возможностей практически нет. А между тем, даже тотально слепоглухому человеку нужно иметь представление о пространстве, в котором он находится и уметь перемещаться в нем без посторонней помощи. Самостоятельное передвижение по городу чрезвычайно опасно для него, но в помещениях, где ему предстоит находиться длительное время, он может и должен уметь ходить один. Кроме того, все - таки существуют тотально слепоглухие люди, которые, несмотря на высокую степень риска, самостоятельно передвигаются по городу, и в связи с этим нуждаются в помощи и рекомендациях при освоении маршрута и ориентировании на местности.

2

Особого внимания специалистов по ориентированию и мобильности заслуживают и незрячие люди, использующие слуховые аппараты. Шум автомобилей, голоса людей, звучащая музыка нередко мешают им правильно воспринимать звуки, необходимые для ориентирования в пространстве, что тоже становится фактором, связанным с риском. Именно поэтому в ресурсном центре «Дом слепоглухих» во время обучения самостоятельному передвижению людей с одновременным нарушением зрения и слуха обязательно учитывается степень нарушения зрения и слуха, а также их индивидуальные особенности восприятия звуков и зрительных образов. Перед тем, как приступить к самому процессу обучения, специалист спрашивает ученика о том, есть ли у него остаточное зрение, какой процент остаточного зрения, какое поле зрения, как меняется зрение в темное и светлое время суток, какая степень нарушения слуха, пользуется ли он слуховыми аппаратами и какими именно. Ответы на эти вопросы помогают специалисту определить виды ориентиров, на которые ученику лучше всего обращать внимание во время самостоятельного передвижения в пространстве и какой из анализаторов станет для него основным источником информации о пространстве.

 3 

К примеру, если ученик не имеет остаточного зрения и слуха, при передвижении он будет получать информацию о пространстве и встречающихся в нем ориентирах, главным образом, благодаря осязанию. Тактильная трость поможет тотально слепоглухому человеку определить форму и материал ориентиров, особенности поверхности под ногами (асфальт, плитка, земля, трава, лужа и пр.), даст информацию о наличии на пути лестниц, бордюров, припаркованных автомобилей. Анализатором второстепенного значения в данном случае станет обоняние, которое также может дать ему информацию об объектах, которые находятся рядом с ним (например, ароматы выпечки сигнализируют о близко расположенном киоске с хлебобулочными изделиями, а аромат цветов - о находящихся рядом клумбе или цветочном киоске). Такие ориентиры информационно значимы в том случае, если они постоянны: например, слепоглухой человек хорошо знает дорогу от дома до магазина, и в том числе осведомлен о расположенном на нем киоске с хлебобулочными изделиями, аромат которых подсказывает ему о том, что он движется в правильном направлении. 

 4

Для глухого человека с остаточным зрением основным анализатором при самостоятельном передвижении станет зрительный, а для незрячего человека с остаточным слухом - основным анализатором все - таки будет слуховой.
Определив степень нарушения зрения и слуха и особенности остаточного зрения и остаточного слуха (в том случае, если они есть), специалист приступает непосредственно к обучению ученика навыкам ориентирования при помощи тактильной трости. Основываясь на знание роста ученика, он помогает ему подобрать оптимальную длину тактильной трости и знакомит его с основными техниками её использования. Техники работы с тактильной тростью ученик отрабатывает в помещении ресурсного центра «Дом слепоглухих» и на окружающей его территории, предварительно изучив её тактильную карту и макет. Макеты и тактильные карты специалист использует каждый раз перед выходом с учеником на новый маршрут. Помимо тактильных карт на занятиях ориентированием и мобильностью в «Доме слепоглухих ученики имеют Возможность познакомиться с сенсорными картами, основные элементы которой изготовлены из различных по текстуре тканей. Это позволяет людям без остаточного зрения представить не только расположение объектов на учебных маршрутах, но и понять их форму и структуру. Так лесные массивы, водоемы, дороги, асфальтированные и плиточные поверхности, газоны, цветники на сенсорной карте выполнены из тканей, обладающих различными цветовыми и осязательными характеристиками. Для того, чтобы проверить, правильно ли ученик представляет себе пространство, в котором он уже работал с тростью или в котором ему только предстоит работать, специалист предлагает ему самостоятельно построить макет из деталей прибора «Ориентир» или конструктора «Лего», а иногда и нарисовать схему маршрута (если ученик имеет остаточное зрение) или тактильную схему при помощи прибора «Школьник (если ученик остаточного зрения не имеет).

 5

Для многих людей, слепорожденных или потерявших зрение в раннем детстве, такое задание представляет сложность, но одновременно с этим позволяет специалисту определить, какая именно часть маршрута неизвестна ученику и может вызывать трудности при ориентировании и самостоятельном передвижении. Изучив маршрут при помощи макета, тактильной карты и словесного описания, ученик получает от специалиста информацию об ориентирах, на которые ему необходимо обращать внимание при передвижении с тактильной тростью. Последнее наиболее важно для людей без слуха или тотально слепоглухих потому, как во время движения по маршруту подробное комментирование об ориентирах на жестовом языке или с использованием дактильной азбуки будет связано с необходимостью длительных остановок и рядом других неудобств. Комментарии специалиста на маршруте максимально лаконичны и всегда обусловлены обстоятельствами. 

6

Первое прохождение маршрута происходит в тесном контакте и постоянном взаимодействии специалиста с учеником, во время следующих прохождений этого же маршрута специалист постепенно дистанцируется от ученика так, чтобы предоставить ему максимальную самостоятельность и добиться того, чтобы он мог свободно, безопасно, правильно, без посторонней помощи преодолеть нужный отрезок пути. После работы с тактильной тростью на маршруте ученик делится со специалистом своими впечатлениями, обсуждает с ним трудности, которые возникали и предлагает возможные пути их решения. Приобретенные навыки ориентирования в пространстве ученик использует при работе с тактильной тростью в месте своего проживания. При составлении маршрута и его первичном прохождении ему может потребоваться помощь родственников или волонтеров. В 2019- 2020 годах при поддержке Фонда президентских грантов специалисты ресурсного центра «Дом слепоглухих» получили возможность обучать слепоглухих людей ориентированию и мобильности на месте их проживания, что качественно повышает уровень полученных ими знаний и делает наиболее успешным процесс их адаптации и реабилитации. 

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь