Альвин Валентинович Апраушев

22 июня ушел из жизни замечательный человек, талантливейший тифло-сурдо-педагог Альвин Валентинович Апраушев. Более 20 лет он возглавлял Загорский детский дом, был другом и помощником каждому его воспитаннику. Основываясь на опыте Ивана Афанасьевича Соколянского и Александра Ивановича Мещерякова, он продолжал развивать отечественную систему образования слепоглухих детей, которая позволила состоятся знаменитому Загорскому эксперименту. Альвин Валентинович как никто понимал, что ребенок, даже лишенный основных каналов связи с внешним миром, может стать полноценной личностью, найти свое место в жизни, дело, приносящее пользу обществу. 

1

Но осуществимо это только по средствам кропотливой и длительной работе педагогов, вооруженных не только заслужившей доверие методикой воспитания детей, лишенных зрения и слуха, но и огромной любовью к ним, верой в их безграничные возможности. Именно любовь и вера помогали Альвину Валентиновичу шаг за шагом приводить каждого своего воспитанника к высшим проявлениям человеческой натуры. И нередко такой путь рождения и развития индивидуальности начинался с обучения простейшим навыкам самообслуживания и закрепления алиментарных поведенческих стереотипов. По словам слепоглухого профессора, доктора психологических наук Александра Васильевича Суворова заслуга Альвина Валентиновича не в том, что он создал какую-то особую педагогику, а в том, что успешно реализовал в своей работе со слепоглухими детьми единственно возможную педагогику совместно-разделенной дозированной деятельности.

2

Суть ее в распределении взрослой и детской активности: в процессе обучения ребенка первоначально взрослая активность равна единице, а детская - нулю, в ходе их взаимодействия детская активность растет в то время, как взрослая убывает до нуля. Этот принцип педагогики требует особого внимания к активности ребенка. Как только она появляется, необходимо ослабить руководящее усилие взрослого человека; если же вовремя не заметить ее и руководить ребенком с прежней силой настойчивостью, активность его ослабнет или даже угаснет так, что разбудить ее будет уже невозможно. В этом случае воспитанник станет пассивно-послушным и никогда не будет умным субъектом разумно-целенаправленной предметной деятельности. Именно поэтому в своей работе Альвин Валентинович уделял огромное значение налаживанию контакта между ребенком и преподавателем, без которого невозможно приступать к самому процессу развития и образования. 

3

Учить в школе его не начинали и в том случае, если он не перешел от жестовой речи к дактилической, без которой невозможно освоение гуманитарных предметов. Не забывал Альвин Валентинович и о врожденной детской любознательности, о непреодолимом желании ребенка, даже слепоглухого, познавать окружающий мир, который в этом случае необходимо было максимально приблизить к нему. Для этого в Загорском детском доме дети активно занимались несложными сельскохозяйственными работами, общались и ухаживали за всевозможными животными: курами, гусями, кроликами, козами, овцами, собаками, кошками. А как важно слепоглухому ребенку быть деятельным участником жизни, Альвин Валентинович понимал как никто другой. По жестокой случайности потеряв ногу во времена военного детства, он сам ничем не желал отличаться от здоровых детей. 

4

"Мне все время хотелось быть, как все – кататься на лыжах, на коньках, на велосипеде , танцевать – я научился всему,- рассказывал Альвин Валентинович,- сначала, конечно, ногу привязывал, а потом на лыжах брал грамоты района. Думаю, это и позволяло мне поднимать слепоглухих. Я их понимал: несмотря на дефект, они хотели быть, как все. Девочка просит: дайте дойти без сопровождения до интерната. Идет, чуть с автобусом не поцеловалась, но все равно ей важно почувствовать свободу. Я где мог, шел у них на поводу. У меня все ходили на лыжах, были отработаны техники безопасного спуска с горы на санях, на лыжах. На роликах ездили, на спаренном велосипеде, чтобы они испытали то, что испытывает обычный ребенок". 

5

Вот таким проницательным педагогом, мудрым руководителем, человеком с красивой душой был Альвин Валентинович Апраушев. С особой теплотой и чувством благодарности вспоминают его выпускники Загорского детского дома, все те, кому посчастливилось быть его воспитанниками или хотя бы знать лично. Но а для тех, кто не сумел этого сделать, остается возможность познакомиться и с Альвином Валентиновичем Апраушевым, и с удивительным миром его педагогики на страницах написанных им книг "Воспитание оптимизмом" и "Рукотворение души". 

6

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны- окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь.