Плейбэк-театр

16.06.2020

В то время, как правительство регионов России ослабляет ограничительные меры, призванные предотвратить распространение новой коронавирусной инфекции, люди анализируют произошедшие в обществе изменения и даже находят среди них те, которые им хотелось бы сохранить после окончательной отмены карантинных мероприятий. Действительно, очень трудный переход на дистанционную форму деятельности во многих компаниях, образовательных и культурных организациях привел в итоге к необходимости привлечения к работе современных технологий и к разработке новых, доступных онлайн проектов. И для людей с инвалидностью по зрению и слуху, вынужденных много времени проводить дома, именно в период жестких ограничительных мер, появилась возможность пользоваться ранее недоступными им сервисами и принимать участие в мероприятиях, которые прежде они не могли посетить.

 1

За последние годы в нашей стране были организованы сотни великолепных инклюзивных спектаклей, выставок, концертов, образовательных мероприятий, но побывать на них было возможно только очно, теперь же они оказались доступны и онлайн, а значит стали достижимы и для тех посетителей, которые не могли самостоятельно добраться до них. Более того, благодаря набравшим популярность системам видеоконференций, незрячие, глухие и даже слепоглухие люди смогли стать участниками совсем новых для себя форм социо - культурной жизни - например, playback-театра.

Плейбэк – театр - это форма современного импровизационного театра, где зрители становятся полноправными участниками действия: они рассказывают личные истории, а профессиональные актеры тут же, на сцене, превращают их в художественное произведение. Название этой формы драматического действия происходит от сокращения англоязычной фразы: «We are playing your stories back to you», которую на русский язык можно перевести так: «Мы играем ваши истории, возвращая их вам».

 3

Плейбек - театр как форма театрального искусства зародился в 1975 году в городе Нью-Палц, который находится в ста тридцати километрах от Нью-Йорка. Его основателями стали Джонатан Фокс и Джо Салас. У Джонатана был опыт проведения академических исследований в области театра в Гарварде, работы драматургом, профессором - театроведом в Институте Коннектикута и актёром в Нью-Йорке. Вместе с Джо он работал волонтером в развивающихся странах, где, столкнувшись с бедностью, беспомощностью, беззащитностью людей, развил в себе сочувствие и социальную ответственность. А позже Джонатан и Джо познакомились с Зеркой Морено и театром спонтанности (психодрамой), что в итоге поспособствовало организации и регулярных занятий первого плейбэк - театра.

Новая форма драматического искусства позволяла друзьям сохранять баланс структуры и импровизации, развлечений и моральных ценностей, а, главное, оказывать социально - психологическую помощь людям, независимо от их пола, возраста, национальности, вероисповедания, положения в обществе.

 2

Идея плейбэк - театра  вдохновила многих людей.  Уже в 1980 году Джонатан и Джо вместе с актерами нового театра отправились на гастроли в Австралию, в результате чего в Сиднее, Мельбурне, Перте и в Веллингтоне появились первые трупы плейбэк - театра. А вскоре новая форма театрального искусства заинтересовала жителей Америки, Европы и стран других континентов, в том числе и в России.

Плейбэк - театр оказался  очень востребованным в разных областях: на открытых театральных сценах, в образовательных учреждениях,  больницах, тюрьмах,  бизнес - компаниях, приютах для бездомных,  центрах для беженцев и людей, переживших катастрофы или стихийные бедствия. К некоторым техникам и приемам плейбэк - театра нередко прибегают психологи и психотерапевты при групповой работе с пациентами, в том числе при проведении психодрам. Рассказывая личные истории, люди вновь  переживают их, а увидев и услышав свои истории в образной форме драмы, они получают возможность переосмыслить их, взглянуть на произошедшую ситуацию с иной стороны.

Плейбэк - театр развивает личностный диалог между разными, непохожими друг на друга людьми, способствует развитию процесса их взаимопонимания и сочувствия. А не эти ли цели ставит перед собой любое инклюзивное мероприятие?

 4

По - настоящему «инклюзивным» российскому плейбэк- театру помогла стать самоизоляция, во время которой актёры из разных городов смогли встретиться на виртуальной сцене платформы ZOOM, а затем и пригласить к участию в спектакле и людей с разной формой инвалидности, в том числе с нарушением зрения и слуха. Актёры предложили им рассказать личные истории, связанные с самоизоляцией, поделиться своими переживаниями и радостями, которые случились с ними в этот период. Два слепоглухих участника онлайн -спектакля решились рассказать свои истории, на примере которых легко будет понять, что же такое  плейбек - театр  и каким образом его актёры превращают услышанные сюжеты в художественное произведения.

«Я хотела бы рассказать такую историю,- начала слепоглухая участница Анастасия Хорзеева,- я сама из Тверской области. По причине тяжелой инвалидности моя самоизоляция длиться уже четырнадцать лет. Сейчас я не вижу и плохо слышу. Когда мне начали рассказывать про самоизоляцию, я удивлялась: «Ну что это за самоизоляция?.. Моя самоизоляция длиться уже четырнадцать лет». А изменилось в моей жизни вот что: «Дом слепоглухих» организовал для людей с инвалидностью по зрению и слуху ежедневные онлайн - занятия, которые проходят в скайпе и в ЗУМ. Занятия на самые разные темы: здорового образа жизни, культуры речи, психологии, кулинарии, социальных сетей, саморазвития.  А ещё до самоизоляции я мало общалась с друзьями потому, что они были заняты, и им не хватало времени для общения. А сейчас мы часто общаемся и со многими из них встречаемся на дистанционных занятиях.  Получается, что мне самоизоляция даже пошла на пользу. Да и время раньше тянулось долго - долго, а теперь мне не хватает двадцати четырех часов в сутках».

 5

А вот как историю Анастасии рассказали два актёра: «(следующие фразы они произносили в форме автоответчика повторяют друг за другом)

 - Здравствуйте! Вы позвонили Насте. К сожалению, я сейчас не могу вам ответить. Оставьте своё сообщение после сигнала. Биииб.

 - Настя! Тут такой ужас! У нас тут, представляешь, карантин начался! Мы не знаем, как жить дальше...

 - Настя, слушай, у нас, наконец, появилось время, которого раньше не было. Теперь мы будем тебе чаще звонить, разговаривать. ты не против? Прости, раньше у нас была куча дел, не хватало времени, а сейчас есть оно...

 - Здравствуйте! Вас беспокоит программа «Модный приговор» - мы идём к вам!

 - Настя, я карантин. Все меня бояться. Все думают, что я принесу один вред, но именно теперь я принесу радость, позабочусь о тебе, сделаю   твою жизнь чуточку лучше.

 - Настя, это разные - разные интересы, увлечения, которых в мире так много. Мы стоим около твоего порога - пожалуйста, пусти нас, пусти этот мир, где так много возможностей! Что тебе нравится? Выбирай! Мы пришлём тебе целый каталог.

 - Настя, это я - радость. Я стучусь в дома к людям, и вот я решила постучаться к тебе в дом. Ты меня пустишь? Правда?

 - Настя, привет! Это время. Ты знаешь, Насть, честно тебе скажу, я готово растянуться, увеличиться ради тебя, чтобы ты всё успела сделать, ведь столько всего интересного впереди! 

- Привет, Настя! Мы учителя. Мы, конечно, понимаем, что вам хочется с друзьями поговорить про интересные вещи, но мы ещё позаботимся о том, чтобы вы говорили о полезных и умных вещах.

- Автоответчик переполнен. Если вы хотите оставить сообщение, перезвоните завтра».

 6

А вот какую историю рассказал второй слепоглухой участник плейбэк - театра Владислав Паняев: «Я из города Санкт - Петербурга. До карантина я участвовал в спектакле про цвета, играл один из цветов. Всё происходило вживую, но сейчас наш спектакль приостановлен потому, что все театры закрыты. Но это сподвигло нас вот на что: сейчас, находясь на карантине, я стал чаще общаться с друзьями, и мы находим больше тем для разговоров. И вот одна из тем: мы начали писать свою пьесу о том, как познакомились, встретились, проживали в «Доме слепоглухих». Называться она будет «Знакомства, жизнь и приключения в Пучково». Рассказывать сюжет я не хочу, но если у нас всё получится, надеюсь, мы будем эту пьесу ставить и показывать зрителям. Я считаю, что время самоизоляции для нас пройдет с пользой - мы сможем за это время написать свой сценарий».

Для того, чтобы историю Владислава превратить в произведение искусства, актёр обратился к волшебному миру маленьких человечков, придуманных Николаем Носовым, и вот что из этого получилось:

«Давным давно на одной планете был город коротышек - маленьких человечков. Они жили очень дружно и разделяли обязанности: каждый занимался чем-то полезным. Конечно, были разные коротышки - кто-то и дурака валял, например, Незнайка. Но такие люди тоже нужны. Правильно? Всё у них было хорошо, но однажды решили они сделать что-нибудь особенное- написать летопись своего народа. Подумали: «вдруг нас кто-то посетит, а вдруг он станет с нами разговаривать? Надо что-то написать для него. Напишем или нарисуем. Да, лучше нарисуем, чтобы ему всё было понятно, даже если он не будет знать нашего языка». Они сели рисовать картины. Каждый решил нарисовать свою жизнь, показать, чем он занимается, что делает. Распределились, и каждый взял себе кусочек холста.

 7

Начали рисовать. Рисовали достаточно долго, и вот уже стала вырисовываться хорошая картина, как вдруг пришли серые- серые тучи. В месте, где они жили, никогда не было дождей- а тут вдруг небо заволокло огромной тучей и пошёл дождь. Он пошёл прямо на полотно и начал смывать краски, все, что они тщательно рисовали. Коротышки были в ужасе, не знали, что им делать.  Ведь они так старались, а теперь всё пошло насмарку. Но, к счастью, дождь не идёт вечно. Он закончился, и на небе снова засеяло яркое солнце. Оно стало высушивать полотно, и оказалось, что на нем даже что-то осталось. Оставшийся рисунок стал выглядеть авангардно. Коротышки поняли, что смогут его легко восстановить. Нет, не восстановить, а даже сделать лучше. Дождь добавил в картину то, что они сами не могли бы придумать. Это получилось совместное творчество- коротышек и дождя. «Мой мир цветной, и в нём много разных оттенков. Я хочу вам рассказать об этом, маленькие человечки»».

Истории Владислава и Анастасии разные, и по - разному их инсценировали и вернули авторам актёры. Но, главное, что между рассказывающими участниками с инвалидностью и играющими актёрами плейбэк -  театра зародилось взаимопонимание, сочувствие и сопереживание друг другу. И, наверное, это основная задача такой формы театрального искусства, которую она теперь сможет решать и после окончательной отмены карантинных мер. 

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь