Слепоглухая студентка Алёна Капустьян

30.06.2020
Если бы месяца года боролись за звание «самого экзаменационного месяца», то его, однозначно, получил бы июнь. Выпускные испытания, государственные тестирования, переводные экзамены - всё это приходится на время первых летних дней, наполненных ароматом свеже-скошенной травы, звенящими голосами суетливых птиц, яркой палитрой цветочных красок. Период упоительный, восхитительный, но для юных сердец иногда даже незаметный и только потому, что проводят они его не в деревни у бабушки, а в городских квартирах в компании с конспектами и книгами. И молодые люди с нарушением зрения и слуха не исключение. Многие из них в июне заканчивают школу, готовятся к продолжению образования в колледжах или даже ВУЗах, а другие, для кого период вступительных переживаний остался в прошлом, проставляют в зачетки оценочные результаты своей студенческой жизни.

 1

Для «Дома слепоглухих» этот июнь тоже не был лишен экзаменационных переживаний - ведь в это время единственная в России тотально слепоглухая студентка Алёна Капустьян заканчивала первый год обучения в колледже РГСУ и готовилась к переводу на второй курс. Девушка успешно справилась с этой задачей, а помогли ей в этом её ассистенты - незаменимые тьютеры Дарья Ковалёва и Артём Рассохин. Ещё год назад мечта выпускницы Сергиево-посадской школы для слепоглухих детей учиться в  колледже на равных с ребятами без физических ограничений казалась невозможной. Как посещать лекции и воспринимать информацию, если не слышишь и не видешь? Как находить учебные материалы и отвечать на семинарах? Как в конце концов ездить из дома, находящегося в Подмосковье в Москву, где расположены заветные университеты и колледжи?.. Вопросов было немало, вопросов трудных, практически неразрешимых. Но если есть цели, то и должны быть пути их достижения, а любая мечта имеет право на осуществление.

 2

Поддержали и помогли Алёне родные и друзья, а обстоятельства подсказали, в каком именно учебном заведении она будет продолжать обучение. Оканчивая Сергиево-посадскую школу для слепоглухих детей, выпускники получают аттестат о неполном среднем образовании, который может позволить им или продолжить обучение в старших классах другой школы, или поступить в средне - специальное учебное заведение. Незадолго до начала выпускных тестирований Алёны в школу приехал представитель колледжа РГСУ и рассказал об его отделениях, на которых могут учиться незрячие и глухие студенты. 

Девушку заинтересовала специальность «социальный работник», освоение которой помогло бы ей вдальнейшем быть полезной людям, и не просто людям, а людям с такой же сложной  инвалидностью, как у неё самой. Дистанционной формы обучения на этом отделении не было, да и учиться Алёне все - таки хотелось не дома, а в группе обычных студентов, с которыми можно было бы и общаться, и, может быть, даже дружить...  Конечно, когда-то успешно завершился    «Загорский эксперимент», в рамках которого четыре слепоглухих студента (Александр Суворов, Сергей Сироткин, Юрий Лернер, Наталья Корнеева) прошли обучение в Московском Государственном Университете, но ведь это было сорок лет назад, и с тех пор государство не решилось на повторение такого эксперимента.

 3

В Евангелии от Луки сказано: «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», и на просьбу Алёны поддержать её в процессе получения профессионального образования откликнулся «Дом слепоглухих». Было решено, что сопровождать девушку на занятия и записывать лекции на ноутбук с подключенным дисплеем Брайля будет тьютер - человек, для которого всё это  станет не волонтерством, а ежедневной работой. Набранный на клавиатуре  текст Алёна сможет читать при помощи дисплея Брайля в режиме реального времени и обращаться к нему при подготовке к семинарам и экзаменам. Предворительный эксперимент такой технологии передачи информации тотально слепоглухому человеку прошёл успешно, и как только абитуриентка сдала документы в колледж «Дом слепоглухих» открыл сбор на оплату работы её тьютера. 

Мечту Алёны поддержали сотни людей из разных городов Росии, а главными её союзниками стали школьники, принявшие участие в акции «Дети вместо цветов» и потратившие деньги не на покупку роскошных букетов к Дню знаний, а на оплату работы тьютера будущей слепоглухой студентки.

 4

В августе в списке абитуриентов, зачисленных на первый курс колледжа РГСУ появилось имя Алёны Капустьян.  К этому же времени практически вся сумма, необходимая на оплату работы её помощника, оказалась  собрана, да и сам тьютер был  найден - им стала  Дарья Ковалёва, студентка МППГУ, решившая связать свою будущую работу с людьми, имеющими множественные нарушения здоровья. Алёну она давно знала, студенческая жизнь ей была привычна и понятна, поэтому и тьютерство показалось делом интересным и полезным с точки зрения приобретения профессионального опыта. Но помогать слепоглухой студентки каждый день Дарья не могла и возникла необходимость найти ещё одного тьютера, с которым она могла бы работать в паре.

Вот второго помощника подобрать оказалось непросто: конечно, история Алёны заинтересовала многих, люди поддерживали, восхищались её смелостью, но регулярно помогать в освоении программы колледжа не решались. Через несколько недель безрезультатных поисков, попробовать свои силы в тьютерстве согласился Артём Рассохин. У слабовидящего молодого человека был многолетний стаж работы педагогом, но вот опыта взаимодействия и коммуникации с тотально слепоглухими людьми он не имел. После знакомства с Алёной и Дарьей,  Артём одновременно с изучением дактильной азбуки, приступил и к практической работе.
Тьютеры слепоглухой студентки  оказались людьми не только взаимозаменяемыми, но и взаимодополняемыми. Дарья чаще всего помогала  ей на гуманитарных занятиях, а Артём, человек с математическим образованием,- на лекциях, посвященных точным наукам.

 5

Каждый день, ранним утром, один из них встречал Алёну у входа в  студенческое общежитие, куда она переехала на время обучения. Девушка брала под руку своего помощника, шла с ним в учебный корпус и вместе с одногруппниками заходила в аудиторию, где проходили лекции или семинары. Преподаватель начинал занятие, и тьютер записывал его слова на ноут - бук, Алёна читала написанное по средствам дисплея Брайля и одновременно с этим могла задавать ему вопросы путём переписки или дактильной азбуки. Её ответы тьютер также прочитывал на экране компьютера, воспринимал на слух (Алёна может говорить) или при помощи пальцевого алфавита и громко повторял педагогу и студентам.   Конечно, для многих преподавателей первое знакомство со слепоглухой студенткой было волнительно, но в итоге все они смогли найти к ней индивидуальный подход и наиболее удобные способы передачи учебного материала.

«Я прошла весь первый курс,- подытожила Алёна завершившийся учебный год,-  он был самым сложным, потому что после школы мне пришлось ко многому привыкнуть; моё обучение - это первый случай после Суворовской группы в МГУ. Нам с тьютерами приходилось на ходу  решать маленькие проблемы. В итоге, отучилась, даже две сессии сдала без пересдач. Меня до сих пор это удивляет. Спасибо тьюторам, Дарье и Артёму, за перевод лекций и практических занятий, помощь, терпение! Вы хорошо потрудились: буду помнить. Также спасибо «Дому слепоглухих», который оказывает финансовую поддержку. Спасибо всему коллективу колледжа РГСУ за доверие и понимание».

 6

Что же, первый год обучения единственной в России тотально слепоглухой студентки Алёны Капустьян завершен, но это только первый год на её пути получения профессионального образования. Впереди ещё много интересных и важных открытий, которые, наверняка, окажутся полезными в процессе освоения  специальности другими людьми, имеющими одновременное нарушение зрения и слуха.

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь