Приблизиться к чудесному миру церковной живописи

10.07.2020

Век нынешний - век высокоразвитых технологий, которые позволяют человеку не только максимально эффективно работать, но и помогать своим ближним. Так, онлайн-занятия, организованные «Домом слепоглухих», объединили людей с нарушением зрения и слуха в едином интернет-пространстве, а создаваемые центром видеоролики стали для них доступным источником знаний и новых навыков. Проблема получения информации для незрячего или глухого человека стоит очень остро, и видеоуроки на юридические, коммуникативные и иконографические темы призваны её хоть отчасти, но решить.

Последняя тема оказалась особенно интересна и востребована слепоглухими людьми: ведь мир церковной живописи большинству из них незнаком и непонятен. А между тем, мир этот огромен, полон тайн и Божественных откровений. В иконописном образе могут разворачиваться полные житии святых праведников, многолетние истории из Священного писания или объясняться важные догматы православной церкви. Одной иконе иногда посвящают сотни научных и богословских исследований, а для глубоко верующего человека она остается тайной, по средствам которой Господь даёт ему утешение, духовное и телесное исцелении.

1

В произведении иконографии важно всё: и цвет, и детали образа, и каждая буква написанного текста. Понять его трудно людям с хорошим зрением, а незрячим иногда и вовсе невозможно. Но если человек не видит икону, это не значит, что ему неважно знать, что на ней изображено, и она не сможет помочь ему в момент молитвенного общения с Богом. Приблизиться к чудесному миру церковной живописи незрячим людям помогают рельефные иконы и теперь новые, создаваемые «Домом слепоглухих» видеоролики на тему иконографии. Но рельефные иконы стоят дорого и прикоснуться к ним человек может иногда только в храме, а вот видеоролики доступны всем и ценность их от этого значительно возрастает.

Описания и тексты об истории иконописных образов готовит волонтёр «Дома слепоглухих», перевод их на русский жестовый язык осуществляет профессиональный переводчик жестового языка Наталья Тимофеева. Увидеть их можно на канале центра: 

https://www.youtube.com/channel/UCw4Tu7leurEjxJsHxKPmu8Q      

А вот и пример описания и толкования одного из самых загадочных образов русской иконографии - иконы «Троица» Андрея Рублёва. Материал подготовила Наталья Головко:

2

«Это вертикально ориентированное изображение. В центре иконы на светло-золотом, почти белом фоне изображены три фигуры ангелов. Ангелы сидят за столом, светло- золотые крылья сложены за спиной, задумчивые, спокойные лица обращены друг к другу, и к золотой чаше, которая стоит на столе. Босые узкие стопы повернуты в сторону зрителя. Фигуры кажутся легкими, воздушными, ноги их почти не касаются деревянного помоста перед столом, за которым они сидят. Вокруг русоволосых голов ангелов светящиеся нимбы, в руках - тонкие темно красные посохи. Можно назвать их длинными скипетрами – символами власти.

На их головах можно рассмотреть одинаковые синие узкие повязки. Ангелы одеты в хитоны и плащи. На Ангеле, сидящем слева, хитон нежно - василькового цвета, а на оба плеча наброшен розово золотистый плащ. Это розово -золотой цвет утренней зари перед восходом солнца. Ангел, сидящей по центру, одет в хитон насыщенного темно красного цвета, можно назвать этот цвет багряным. На одно плечо наброшен плащ глубокого синего цвета. На Ангеле, сидящем справа, хитон светло - синего цвета и нежно-зеленый плащ.

 3

На столе перед центральной фигурой Ангела в багряном хитоне и в плаще глубокого синего цвета стоит золотая чаша, в которой что-то лежит. Если присмотреться можно увидеть, что это голова теленка или ягненка. Ангел в двуперстном благословении поднял над ней руку. На заднем фоне слева виден угол здания напоминающий храм, справа - гора, а по центру, за сидящими ангелами раскидистое дерево, напоминающее дуб. Позы ангелов изящны, движения их пластичны. Если зрительно провести линию по внешнему краю фигур, то получится круг.

Если зрительно провести линию по внутреннему краю фигур ангелов, сидящих слева и справа от зрителей, то получится чаша, в которую как бы погружен ангел в багряном хитоне, сидящий по центру. Иконописец использовал множество нежных оттенков золотого, синего, красного и зеленого цветов. Цвета иконы нежные и светящиеся и вся икона как бы светится изнутри нежным золотистым свечением, которое охватывает и вас, когда вы смотрите на икону.

Эта икона – творческая вершина Рублева. Перед ней можно стоять часами. И главное слово которое звучит, когда богословы или искусствоведы рассказывают о Рублевской Троице – это слово ТАЙНА. ТАЙНА в неземной гармонии цветов и линий. ТАЙНА в, глубоком внутреннем покое ангельских ликов.

Каким же чудесным образом в известном сюжете Ветхого завета Андрей Рублев сумел выразить тайну Православного учения?

Это тоже ТАЙНА, тайна святого преподобного художника, монаха –иконописца, духовного ученика святого Сергия Радонежского.

 4

До Рублева этот сюжет из Ветхого завета назывался «Гостеприимство Авраама».

Сюжет таков – Авраам и Сарра в Мамврийской дубраве принимают с почетом и любовью трех путников, трех Ангелов.  Вовремя этой трапезы Ангелы обещают Аврааму и Сарре, что у них родится сын.   Авраам и Сарра были уже в очень почтенном пожилом возрасте и детей у них не было. Обещание впоследствии исполнилось - у Авраама и Сарры родился младенец – Исаак.

Вот собственно весь сюжет.

Но преподобный Андрей - убирает из сюжета Авраама и Сарру, их гостеприимство, их угощение – мы видим только спокойные задумчивые фигуры и лики трех Личностей.

На пустом столе только одна золотая Чаша и это жертвенная Чаша. Преподобный Андрей выводит этот сюжет из времени Ветхого завета и выводит в Вечность.

Это Предвечный совет. Совет о человеке, о его будущем грехопадении и о необходимости жертвы ради спасения человека, спасения всех людей. Совет идет о воплощения Господа Иисуса Христа сына Божия - о рождении Его в мир человеком, его смерти и воскресения и спасении Крестной жертвой человека для Вечности.

И поэтому так задумчивы, но и светлы лики трех Ангелов, лики святой Троицы - ведь спасение будет, и смерть отступит, и человек будет спасен для Вечности. Вот почему такой свет охватывает человека, когда он стоит перед иконой Андрея Рублева. Вот почему перед этой иконой можно стоять подолгу и свет надежды, мира и особого спокойствия будет проникать в тебя.

Конечно – вся икона пронизана символами. И посохи они же скипетры – символы власти, и одинаковые синие узкие повязки - синий цвет неба и Бога, и гора –устремленная в высь за спиной правого Ангела – может быть – Голгофа . И дуб – может быть Древо Жизни, и здание слева – возможно храм, и круг, в который вписываются фигуры Ангелов – символ Вечности. И контур Чаши, которую образуют внутренние линии фигур двух ангелов, сидящих слева и справа.

 5

Богословы до сих пор спорят обо всех этих деталях и даже есть разные мнения – кто именно в центре – в багряном хитоне - Бог Отец или сын Божий – Иисус Христос

Но для нас все это не так важно, а важно вот что.

Мы часто во время молитвы формально, механически произносим имя святой Троицы, забывая о том, что это имя, как и эта икона являет собой Того, кто создал этот мир.Истинного Бога, которого знают только христиане. Мы знаем Бога единого в трех лицах. Бога, который в самом своем существе являет Любовь.

И даже просто подумать радостно, что этот мир создан тем, кто сам в себе не одинок, а сам в себе имеет множественность. Но это не множественность разделения, как в нашем земном мире, а множественность Любви.

Это удивительная тайна, над которой можно размышлять всю жизнь и так и не понять до конца. Но к этой тайне   мы можем прикоснуться – глядя на удивительную икону Андрея Рублева – образ святой Троицы.

Святые преподобные Андрей Рублев и Сергий Радонежский! Молите Бога о нас!» 

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь