Добрые уроки

21.10.2020

Есть уроки математики и русского языка, уроки музыки и физической культуры, уроки химии и обществознания, а ещё бывают уроки доброты. На таких уроках не ставят оценки, не задают домашнее задание и не просят выйти к доске, но знания, которые можно на них получить, остаются в детском сердце на долгие годы. Да, именно в сердце, а не в голове потому, что на добрых уроках взрослые люди рассказывают не о теореме Пифагора и пирамиде Хеопса, а о том, что в мире живут очень разные люди, отличающиеся друг от друга не только цветом глаз и волос, но и своими физическими возможностями.

 1

С сентября при поддержке фонда президентских грантов специалисты «Дома слепоглухих» в Пучково начали сотрудничество с общеобразовательными школами Москвы, в рамках которого провели уже тринадцать необычных уроков доброты. В них приняли участие как учащиеся младших классов, так и старшеклассники. Задача таких занятий - рассказать детям о том, что рядом с ними живут незрячие, глухие и даже слепоглухие люди, которые так же, как они получают образование, занимаются спортом, ходят в кино, увлекаются рукоделием.

 2

Конечно, материал уроков общий, но вот способы подачи его отличаются в зависимости от возраста детей. Самым маленьким слушателям гости из «Дома слепоглухих» в Пучково рассказывают о детстве Луи Брайля, который, достигнув подросткового возраста, усовершенствовал существующий рельефно - точечный шрифт до такой степени, что им до сих пор пользуются незрячие люди во всем мире. На добрых уроках учащиеся младших классов могут подержать в руках книги, напечатанные шрифтом Брайля, прибор для письма по - Брайлю и даже попробовать самостоятельно написать несколько рельефно - точечных букв. А ещё они с удовольствием рассматривают тактильные книги и открытки для малышей, лишенных зрения, знакомятся сенсорным планшетом для незрячих детей, которые учатся считать, читать и писать.

 3

В средней школе на добрых уроках дети знакомятся с историей тактильной трости и получают ответ на самый часто задаваемый вопрос: «почему она белая». Они уже прекрасно знают, как навигационные средства помогают человеку ориентироваться в незнакомом месте и хотят понять, могут ли они быть полезны людям без зрения. Ведущие занятий рассказывают им о том, как их сверстники без зрения и слуха работают с компьютерами и мобильными устройствами, играют в компьютерные игры и ведут страницы в социальных сетях. А ещё на добрых уроках учащиеся средней школы узнают о том, что жестовый язык - это самый настоящий язык с грамматикой и лексикой, который, как и английский, можно выучить и применять на практике.

 4

Жестовый язык выучить, конечно, непросто, но вот дактильную азбуку освоить гораздо легче, и старшеклассники с удовольствием это делают. Под руководством ведущих занятий они выстраивают ассоциативные ряды слов, которые приходят им на ум при воспоминании о людях с инвалидностью, обсуждают каждое из них и во время этого избавляются от стереотипов, успевших появиться у них за годы их жизни в обществе. С учащимися старших классов преподаватели добрых уроков говорят уже не об их случайных добрых делах, а о возможности регулярного участия в волонтерском движении. Молодые люди узнают, какая помощь может потребоваться незрячему, глухому или слепоглухому человеку на улице и как можно поддержать его в условиях дома.

5

А ещё на добрых уроках учащимся разрешается задавать любые вопросы о людях с инвалидностью по слуху и зрению, и возможностью этой они с удовольствием пользуются. «Как незрячие люди выбирают одежду?», «Почему они носят чёрные очки?», «Кем может работать слепоглухой человек?», «Почему маркировки для слабовидящих людей жёлтого цвета?», «Как слушает музыку глухой человек?»- и это только малая часть вопросов, которые задают дети специалистам «Дома слепоглухих» в Пучково. Они же обязательно отвечают на каждый из таких вопросов потому, что знают: отсутствие верной информации о людях с инвалидностью может привести к искаженному представлению о них, непониманию и даже отчуждению. 

 6

Ведущие добрых уроков уверены, что только раннее знакомство детей с фактом существования среди них тех, кто не видит, не слышит или имеет ограничения в движении, лучше всего способствует созданию инклюзивного общества, в котором будут равноправно расти, развиваться, получать образование и успешно реализовываться как люди с инвалидностью, так и люди без физических ограничений.

7

 

 

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь