Рождество Христово

12.01.2021

В одном из видеоуроков об иконографии «Дома слепоглухих» было приведено подробное описание иконы Рождества Христова, простое и понятное людям без зрения. В нём говорилось вот, что: «На светло - золотом фоне изображена гора, заросшая темно - зелеными растениями, похожими на папоротник. Над её вершиной сияет звезда нежно - голубого цвета. Исходящий от звезды свет делится на три луча, которые указывают на Младенца в яслях. (Ясли – это деревянный ящик для корма скота. Этот ящик послужил колыбелью младенцу Христу ) Ясли стоят у небольшого входа в пещеру, из которой выглядывают светло - серый ослик и рыжий бык. Мордочки животные положили на край яслей. Младенец Христос завернут в белоснежные пелены. Слева от Младенца, лежащего в яслях изображены три ангела, нимбы над головами ангелов такого же светло - золотого цвета, как и фон иконы.

 1

Ангелы одеты в хитоны. Ближний к нам Ангел в хитоне светло - зеленом, с синим, затем Ангел в бордовом и третий Ангел в алом хитоне. За их спинами крылья - золотые с красным. Ангелы наклонились к младенцу, лежащему в яслях. Над ангелами изображены три фигуры скачущих на лошадях всадников, лица которых обращены к звезде. Это волхвы. Одеяния волхвов золото - красного, синего и бордового цветов. Лошади под ними – белого, рыжего и темно коричневого цвета. Лица всадников – волхвов обращены к звезде. Справа и чуть выше Младенца в яслях, почти на вершине горы стоят три поющих Ангела. Первый - в красном с синем, второй –в сине - бордовом и третий – чуть наклонившийся, в сине - золотом хитонах.

2

Центром всей композиции является фигура Пресвятой Богородицы: она лежит на алом с золотой каймой покрывале на склоне горы. Головой Пресвятая Богородица оперлась на левую согнутую руку, правая лежит на земле. На ней темно - вишневый хитон, покрывающий её голову. Поза Пресвятой Девы Марии выражает спокойствие и свободу. Взгляд её обращен к стоящим справа от неё двум пастушкам. Пастушки, одетые в зеленый и красный хитоны до колен, стоят под деревом. К их ногам жмутся козочки.

 3

Слева внизу от фигуры Богородицы изображен Иосиф, закутанный в тёмно -бордовый плащ. Волосы и борода его седые, над головой нимб. Перед Иосифом стоит старичок в темно - синем хитоне до колен. На его ногах сапожки. Старичок о чем-то беседует с праведным Иосифом. Этот старичок в темно синем хитоне - символ размышлений праведного Иосифа о рожденном Младенце. Справа от фигуры Богородицы совсем внизу иконы изображены две фигуры женщин, моющих младенца. Одна, в тёмно - синем хитоне и красном плаще, перекинутым вперед, как фартук, наливает воду в чан, вторая в белой одежде без рукавов - собирается опускать туда ребенка». Икона светлая, праздничная и удивительная тем, что рассказывает смотрящем на неё людям сразу о нескольких событиях, отстоящих друг от друга по времени, главное из которых и есть рождение, воплощение сына Божьего, спасителя мира, Иисуса Христа.

 4

Главным источником, повествующим об этом, является Евангелие, слова которого подтверждаются современными исследованиями письменных памятников начала новой эры. Да и само понятие «новой эры» тесно связано с Рождеством Христовым, ведь именно это великое событие и положило начало новому летоисчислению, новому времени, в котором стало возможно спасение человека и его преображение. На свет появился сын Божий, Мессия, Бог во плоти человека, Он принес с собой новый закон любви и всепрощения, который был непонятен и чужд людям ветхой, старой эры, закон, распространившийся на весь мир и овладевший всем миром.

 5

А появился на свет Иисус Христос в темной пещере города Вифлеема, где прятались от непогоды пастухи, стерегущие овец и коров. Мать Его Пресвятая Дева Мария с обручником своим праведным старцем Иосифом прибыла туда из Назарета, в котором они и жили. Нелегкое путешествие это было связано с приказом римских властей прибыть к месту своего рода для участия во всеобщей переписи населения. И так как праведный Иосиф и Богородица принадлежали к роду царя Давида, городом которого являлся маленький небогатый Вифлеем, они, подчиняясь приказу властей, были вынуждены отправиться туда. Прибывших в город людей было так много, что святое семейство, не найдя себе места в гостиницах, остановилось на ночлег в пещере. Марии пришло время рожать, и именно в этой маленькой, темной пещерке, на которой сегодня возвышается величественный храм Рождества Христова, появился на свет Святой Богомладенец.

Первыми о свершившемся чуде узнали пастухи, перед которыми во всем величии и торжестве явился Ангел Божий и возвестил радостную весть. Они поспешили к пещере, чтобы поклониться новорожденному Младенцу и святой Матери Его. А вслед за ними пришли туда и волхвы, мудрецы - звездочёты Гаспар, Валтасар и Мельхиор. Ведомые звездой, они принесли в дар Иисусу золото, ладан и смирну. Дары эти сохранились до наших дней и увидеть их могут паломники Святой горы Афон. О рождении Великого царя, Мессии волхвы узнали, глядя на звездное небо, и руководствуясь чудесной появившейся звездой, прибыли сначала в Иерусалим, где, встретившись с царем Иродом, хотели узнать о месте появления младенца. Они искали рожденного царя и поэтому спрашивали о нём у действующего правителя.

Ирод же, будучи человеком жестоким и опасающимся потерять свою власть, попросил мудрецов после того, как они отыщут младенца, сообщить и ему о месте его нахождения. Волхвы пообещали, но не сдержали своего слова потому, как после поклонения Иисусу, получили откровение от Господа Бога вернуться в свою землю, не встречаясь с царём Иродом. Не дождавшись мудрецов, жестокий правитель, боясь новорожденного царя, приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их не». (МФ2:17).

 6

Четырнадцать тысяч младенцев было убито в ту страшную ночь, и спасен лишь один, рожденный в Вифлеемской пещере. Ангел Божий явился преподобному Иосифу и сообщил, что ему необходимо спрятать новорожденного Иисуса и Матерь Его в Египте. Старец так и сделал, и вернулся с ними в Назарет только после смерти царя Ирода. Четырнадцать тысяч невинно убиенных младенцев стали первыми мучениками за Христа. Останки их хранятся в храме Рождества Христова в Вифлееме и до сих пор наполняют сердца паломников безутешной скорбью и печалью.

Рождение Иисуса Христа принесло в мир совсем новое, непонятное прежде чувство радости смерти, которое испытывали мученики за христианскую веру. Язычником было неясно, почему уверовавшие во Христа люди не боялись страданий тела и с легкостью принимали смертные муки. Чуждым было и умение их отказываться от материальных благ земной жизни, их всепрощающая любовь к ближним, которая становилась целью жизни.

«Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир Я пришёл принести, а меч» (Мф10:34)

И эти странные и даже страшные евангельские слова святой Иоанн Златоуст объясняет так: «Христос предупреждает их, говоря: Не мир пришел Я принести на землю. Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: Слава в вышних Богу, и на земле мир? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей.

7

Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? Не мир пришел Я принести, — чем самым утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом: Я это делаю, потому что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла сверх чаяния. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля».

 

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь