«Здесь, больше, чем просто селедка»

31.03.2021

Надежда Владимировна Голован, вице-президент Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» - человек, который, сам являясь слепоглухим, уже много лет словом и делом помогает людям с одновременным нарушением зрения и слуха. Она энергична, деятельна, а ещё чрезвычайно талантлива и часть своего свободного времени уделяет работе в театре. Да, да, Надежда Владимировна - актриса Московской театральной школы, центра творческих проектов «Инклюзион», целью которого является профессиональная подготовка актеров с различными физическими нарушениями и организация инклюзивных спектаклей с их участием. 

1

Театральные постановки «Инклюзион» - это всегда современные высокохудожественные работы профессиональных режиссеров, сценаристов, хореографов, художников и музыкантов, работы, которые вызывают у зрителей не жалость, а истинное восхищение мастерством служителей сцены. Сюжеты и композиции спектаклей выстроены таким образом, что актеры без физических ограничений, актеры с инвалидностью и их помощники - тифлосурдопереводчики являются неотъемлемой частью действия, их слова и движения вплетены в общую картину происходящего на сцене как в единую картину мира. И ведь именно это остается основным принципом общего процесса инклюзии.

2

Надежда Владимировна принимала участие в первых построенных таким образом спектаклях «Инклюзион» и продолжает работу в новых постановках школы, одна из которых увидела свет совсем недавно, в конце ноября, и уже успела обратить на себя внимание театральных критиков и завоевать любовь зрителей. В очередной раз спектакль был показан 24 марта на сцене центра им. Вс. Мейерхольда.  Постановка, о которой идет речь, получила название «Здесь, больше, чем просто селёдка». Она является совместным проектом центра творческих проектов «Инклюзион» и ряда других    институций, которые уже несколько лет занимаются развитием инклюзии и социального театра в России: ГМИИ им. А.С. Пушкина, благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Театрального центра имени Вс. Мейерхольда, инклюзивного культурного центра «Тверская 15».

5

Основой необычного перформанс - спектакля стала картина художника Питера   Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы», а режиссером - Туфан Имамутдинов, который обратил внимание на странную отчужденность героев мастера, их оторванность друг от друга, страшную апокалиптическую внутреннюю слепоту. О мастерстве художника режиссер говорит так: «Для  меня главная тема творчества Брейгеля – внутренняя слепота человека. Это выражено во многих его работах – «Падение Икара», «Вавилонская башня», «Нидерландские пословицы», «Сорока на виселице» Художник часто говорит о «невиданных», невероятных событиях, которые никогда не случались раньше. Когда эти явления все-таки происходят — вокруг, или с самим человеком — людям комфортнее не замечать этого».

3

Именно поэтому актерами, призванными разрушить это представление художника о мире, стали незрячие и слепоглухие люди, физическая слепота которых не разъединяет их с миром и людьми, а, напротив, заставляет проникать в них по средствам прикосновений, незаметных, едва уловимых знаков. Спектакль «Здесь, больше, чем просто селедка» - это современное переосмысление картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы», «Мир вверх тормашками». На полотне в образах множества людей переданы значение более чем ста старинных нидерландских пословиц и поговорок. «Сидеть на пепле между табуретами», «Вешать плащ по ветру», «Привязать Христу льняную бороду» – смысл некоторых выражений сегодня можно расшифровать, понять, другие так и останутся загадками.

4

В начале работы над постановкой незрячим и слепоглухим актерам было предложено при помощи тифлокомментария и тактильной копии познакомиться с картиной «Нидерландские пословицы» и, выбрав, понравившийся образ, рассказать о нем. Их впечатления и легли в основу сценария спектакля, а фраза «Здесь больше, чем просто селёдка», выбранная для его названия, говорит о том, что значение видимого образа всегда «больше, чем видно на первый взгляд». Незрячие и слепоглухие актеры не только поняли это, но и стараются рассказать об этом зрителям при помощи доступных им средств выражения - танца, слова, жеста. Так, не слыша музыки, Надежда Владимировна пластично двигается, танцует и даже руководит оркестром, играющим музыку, специально созданную для спектакля композитором и философом Владимиром Мартыновым.

Рассказывая об актерах, занятых в спектакле, центр творческих проектов «Инклюзион» говорит о ней так:

«Не без труда получив высшее образование, Надежда работала по специальности «инженер автоматических систем управления строительством». Увлекалась шахматами, участвовала в общественных мероприятиях, занималась организационной работой в роли председателя всероссийского женского комитета по шахматам.

1

Неожиданно встретила любовь юности: ещё в школе он был её другом по переписке, с которым она общалась при помощи телеграфного устройства и азбуки Морзе. Однако в юности они не встречались, а после потеряли друг друга на несколько десятилетий.

Надежда решила все кардинально изменить. Второй раз вышла замуж. Активно взялась за общественную работу. Сейчас Надежда — вице-президент старейшей общественной организации поддержки слепоглухих людей — «Эльвира» — которая ведет свое начало с девяностых годов.

А потом в её жизни появился театр. Надежда — выпускница самой первой инклюзивной театральной школы “Инклюзион”, она сыграла роли в спектаклях “Гроза - среда обитания”, “Совершенно невероятное событие” , Женитьба”.

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь