«Получение профессионального образования людьми с нарушением зрения и слуха: трудности, возможности, задачи».

30.04.2021

21 апреля в Российской Государственной библиотеке для слепых в Москве прошел Всероссийский круглый стол на тему: «Получение профессионального образования людьми с нарушением зрения и слуха: трудности, возможности, задачи». Мероприятие было организовано МООИ «Обществом социальной поддержки слепоглухих «Эльвира»», при поддержке фонда президентских грантов и благотворительного фонда «Дом слепоглухих». Мероприятие такого формата Общество социальной поддержки «Эльвира» проводит уже четвертый год и уже традиционно на нем собираются специалисты, работающие с людьми, имеющими нарушения зрения и слуха, их преподаватели, родители и все те, кто заинтересован в их образовании, профессиональном и личностном развитии.

8

В этом году круглый стол был посвящен практикам обучения студентов с инвалидностью по слуху и зрению в средне - специальных, высших учебных заведениях и образовательно - реабилитационных центрах России. Мероприятие прошло в очном формате, но часть спикеров, которые не могли присутствовать лично, имели возможность подключиться к нему дистанционно по средствам платформы ZOOM. Работа круглого стола началась с приветственного слова директора Российской Государственной библиотеки для слепых Елены Васильевны Захаровой, которая подчеркнула важность и актуальность заданной темы мероприятия и пожелала успешной работы его спикерам и слушателям.

7

Поприветствовал участников круглого стола и президент Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», кандидат философских наук Сергей Алексеевич Сироткин. Будучи слепоглухим человеком, он сам прошел нелегкий путь получения высшего образования, подготовки и защиты кандидатской диссертации. Вспомнив о своем опыте обучения в Московском Государственном университете, он также подчеркнул актуальность запланированных к обсуждению вопросов и пожелал продуктивной работы участникам круглого стола.

6

В первой части мероприятия спикерами выступили специалисты вузов, поддерживающих студентов с инвалидностью по слуху и зрению в процессе получения ими профессионального   образования. Московский Государственный Психолого - Педагогический университет, практикующий уже более пятнадцати лет обучение людей с нарушением зрения и слуха представила директор РУМЦ МГПП Гузель Саитгалиевна Гизатуллина. О подходах к независимой оценке качества образования лиц с инвалидностью и ОВЗ через механизм демонстрационного экзамена в Московском государственном университете пищевых производств рассказала проректор по учебно-воспитательной работе Бикбулатова Альбина Ахатовна. Формы технической, материальной и социальной поддержки, оказываемые студентам с нарушением здоровья в Высшей школе экономики, слушателям представила менеджер дирекции по развитию студенческого потенциала Лепетова Тамара Борисовна. А с практикой обучения студентов с инвалидностью по слуху и зрению в Российском государственном социальном университете познакомила их руководитель ресурсного учебного-методического центра РГСУ Бабич Елена Геннадьевна.

4

Вторая часть круглого стола была посвящена программам профессиональной подготовки, реализуемым в образовательно - реабилитационных центрах Всероссийского общества слепых и в некоммерческих организациях. Серия докладов была представлена специалистами частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центра реабилитации слепых Всероссийского общества слепых». Спикеры поделились опытом обучения слепоглухих людей, рассказали о доступных им прикладных специальностях и о профессиональных успехах своих выпускников с нарушением зрения и слуха. О профессиональной подготовке людей с нарушением зрения и слуха в Бийском филиале имени Михаила Никитовича Наумова - частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центра реабилитации слепых Всероссийского общества слепых» рассказал его директор Астанин Артем Анатольевич.

5

Свой доклад слушателям мероприятия представила и слепоглухая студентка Алена Капустьян, которая в настоящее время получает профессиональное образование в колледже РГСУ. Она рассказала о том, как проходит ее обучение, и почему дистанционная форма занятий ей нравится больше, нежели очная. «В данный момент я студентка второго курса в колледже РГСУ, учусь на социального работника. Хочу поделиться личным опытом обучения и доказать, что вполне возможно слепоглухому человеку получить профессиональное образование, - начала свой доклад Алена,

- Моё обучение проходит в таком же режиме, как у всех, но есть некоторые нюансы. В моей группе все, кроме меня, видят и слышат, конспектируют лекции, выступают с докладом, устно отвечают на вопросы преподавателей. Мои тьюторы доносят до меня всю учебную информацию, печатая на обычной клавиатуре компьютера, а я параллельно читаю на брайлевском дисплее, подключенном к ноутбуку. Иногда устно отвечаю на вопросы преподавателя, и, если меня не поняли (из-за моего акцента), помощники повторяют. На паре по обществознанию я два раза читала голосом доклад, а преподаватель, глядя на мой текст, выведенный на экране проектора, понимал суть. Во время практических занятий заполняю тесты на компьютере, отвечаю на переписанные с бумаги ассистентом контрольные вопросы, читаю статьи по заданной теме, найденные в интернете, а ассистент рядом занимается своими делами. Бывают моменты, когда преподаватель показывает студентам фильм, моему ассистенту приходится переводить мне весь фильм.

3

Честно говоря, перевод научных фильмов даётся нелегко: студенты по-разному понимают суть фильма; ассистент переведёт, как понял, я, в свою очередь, по-своему воспринимаю переведенное. Не факт, что была донесена до меня настоящая суть фильма: если бы смотрела, понимала бы тоже по-другому. Это всё про очную форму обучения: я успела поучиться так чуть больше полугода.
 
В дистанционной форме обучение проходит почти также, как в очной: ассистент переводит лекции, слушая лектора через skype, в переписку со мной в telegram, передаёт вопросы преподавателя, иногда обсуждает со мной тему лекции, пока преподаватель беседует с другими ребятами. Я читаю присланные тексты, копирую важное в файл, чтобы потом перечитать, и выучить, - если нужно, - готовясь к семинарам или сессии. Бывает, дописываю сокращённые в тексте слова (мы заранее договорились об этом с ассистентом чтобы они успевали перевести речь преподавателя).

2

Во время семинаров ассистент присылает мне вопросы преподавателя, и я отвечаю на них письменно в файле. Иногда выполняю задания: пишу эссе или конкретный ответ на важный вопрос (например, на семинаре по деловой культуре мы с ассистентом провели переписку, как инспектор и социальный педагог, с целью сделать выводы, что необходимо делать в ситуации, когда надо провести деловой разговор с кем-то на социально-проблемную тему), составляю английские предложения, конспектирую материал из учебника. Свои ответы либо копирую в переписку с ассистентом, чтобы тот передал преподавателю в skype, либо посылаю на почту преподавателю.

Есть проблема недоступности некоторой информации. Она заключается в презентациях и скриншотах с текстом заданий или лекции. Когда мне надо сделать презентацию, я вначале пишу нужную информацию в «вордовском» файле, выделяю части текста цифрами, чтобы указать на необходимость преобразования в слайды, и отправляю этот файл ассистенту. Он преобразует текст в картинки, оформляя презентацию. К сожалению, самостоятельно оформить презентацию невозможно.

Чтобы переписать большой текст со скриншота, ассистенту требуется много времени, и я не имею возможность выполнить некоторые задания непосредственно на семинаре, или прочитать лекцию, конспектировать. Мне бы хотелось, чтобы преподаватели не использовали скриншоты, или чтобы нашлась программа, позволяющая распознать большой объём текста с картинки. По вечерам самостоятельно выполняю домашние задания, сама загружаю их в СДО (система дистанционного обучения), читаю учебную литературу. Когда пишу рефераты или доклады, ассистент иногда помогает с их оформлением или поиском учебной информации в интернете.

1

В общем, испытав две формы обучения, очную и дистанционную, я поняла, что дистанционный вариант для меня более комфортный: мне удобно письменно отвечать, выполнять задания и загружать в СДО, задать вопросы преподавателю личным сообщением. Считаю, что слепоглухой должен выбрать по своему желанию удобную лично ему форму обучения: не понравится одна – поменяет на другую».

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь